Сегодня 5 октября, после открытия I Всероссийского музыкального конкурса и жеребьевки в Большом зале НГК (академии) им. М. И. Глинки, мне удалось взять интервью у профессора, заведующей кафедрой специального фортепиано Новосибирской консерватории Тамары Игнатьевны Игноян.
- Первый Всероссийский конкурс назван наследником Всесоюзного конкурса молодых исполнителей, угасшим в конце 80-х годов. Какие ожидания у Вас связаны с нынешним событием?
- Трудно сказать, как будет развиваться этот конкурс, потому что в мире сейчас стало так много конкурсов... Сможет ли он завоевать особенные позиции? Пока сказать очень трудно.
- Конкурс, насколько мне известно, имеет четырехлетний цикл.
- Да, он будет проводиться каждые четыре года. Раньше такой конкурс был задуман, как отбор к Международному конкурсу имени П.И. Чайковского, – это был смотр исполнительских сил, когда конкурсов было не так много, а исполнителей, желающих участвовать в них было достаточно и они все силы концентрировали на Всесоюзном конкурсе, который был дорогой на Международный конкурс имени П.И. Чайковского… Но с тех пор утекло много воды, и этот конкурс сейчас растворился.
- А сейчас он сохранит свой статус отборочного этапа?
- Нет, конечно, не думаю, официально такого статуса он не имеет. Это самостоятельный Всероссийский конкурс для российских музыкантов. Поскольку он задуман с отборочными турами по восьми федеральным округам России, мне кажется, его идея в том, чтобы соотнести, что есть в центре, что на периферии, как развивается русская пианистическая школа в разных регионах и каково вообще состояние нашего исполнительского искусства.
- Прослушивания уже прошли в трех федеральных округах (Центральном - в Москве, Северо-Кавказском - в Нальчике и Дальневосточном - в Якутске и Владивостоке). Известно ли Вам что-нибудь о результатах этих прослушиваний?
- Я видела в интернете результаты второго тура по баллам Северо-Кавказского округа. Это обнародовано и можно всем посмотреть, больше мне ничего не известно.
- Как бы Вы сформулировали основную цель Первого Всероссийского конкурса?
- Смотря, с какой стороны посмотреть. Для тех, кто организует этот конкурс или для тех, кто участвует в нем. Мне кажется, для участников конкурса – это возможность проверить свои силы. Если это опытный музыкант, то он уже намеренно вступает в борьбу с такими же опытными конкурсантами, как он сам. Но здесь могут быть участники, которые впервые выступают в конкурсе такого уровня, для них это проверка своих возможностей, своих профессиональных качеств и, в конце концов, своей нервной системы. Здесь немалое значение имеет и настрой, подготовка конкурсантов их педагогами.
- Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о себе: где Вы учились, у какого педагога?
- Я училась в Ташкентской консерватории у Анатолия Марковича Бугельмана, который в свою очередь закончил Ленинградскую консерваторию у Павла Серебрякова и учился в аспирантуре Московской консерватории у Генриха Михайловича Неймана. А затем я училась в аспирантуре Московской консерватории у Дмитрия Александровича Башкирова, выдающегося музыканта, я думаю, вы его знаете.
- Какое место в Вашей деятельности занимает этот конкурс?
- Я не люблю конкурсы, должна сказать сразу, не люблю по многим причинам, о которых я могу сейчас не говорить. Но вообще работать членом жюри любого конкурса – очень большая ответственность. Если вспомнить слова, которые говорил сегодня Алексей Анатольевич — работа жюри заключается в том, что бы оценить вот это выступление конкретного участника, которого я, может быть, слышу первый и последний раз, а, может быть, знаю очень хорошо и могу сопоставить, как он выступает в обычных условиях (академические концерты, экзамены), и как он выступает в конкурсах. На самом деле, хочется сказать, что отношение членов жюри к участникам абсолютно доброжелательное, искреннее, и иногда хочется просто помочь и успокоить человека, сказать, что ничего страшного не происходит, потому что, в конце концов, это праздник — выступление на сцене! Общайтесь с музыкой, абсолютно без всяких посредников и не о чем не думайте!
|