Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Сибирские сезоны - 2013" №4 (21), Октябрь 2013 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_21/?page=search

     
    Трио имени Рахманинова и друзья

    Нахметова Л.

    «Мастер-класс В.И. Ямпольского»

    Нахметова Лейла

    магистрант II курса НГК

     


    9 октября 2013 года в НГК им. Глинки прошел мастер-класс В.И. Ямпольского, в котором приняли участие К. Прялкина, М. Шаманина, О. Ремизова и М. Давтян.

    Виктор Исаакович Ямпольский -- пианист известного во всем мире Московского трио им. С.В. Рахманинова, которое начало свое существование в 1994 году и по сей день продолжает выступать в лучших залах мира, таких как Gaveau в Париже, Concertgebouw в Амстердаме, Oji Holl в Токио и многих других. В.И. Ямпольский окончил МГК по классу фортепиано у Натансона и композиции у Лемана. Виктор Исаакович выступает не только как камерный исполнитель, но и как солист, о чем свидетельствуют два выпущенных диска с концертами Моцарта (№23,24) и Бетховена (№3), а также плотный гастрольный график (более 150 концертов в год). Основа сольного репертуара пианиста -- Бах, Моцарт и Бетховен. С 1999 года В.И. Ямпольский является солистом Московской государственной филармонии.

    В процессе проведения мастер-класса Виктор Исаакович отметил высокий уровень подготовки студентов, качественный и профессиональный подход к исполнительскому процессу.

    После игры Ксении Прялкиной Ямпольский, не боясь, признался, что впервые слышит исполняемое произведение (Ляпунов «Лезгинка»). Пианист остался в восторге от исполнения, отметив виртуозные способности Ксении. При работе над «Фейерверком» Дебюсси В. И. Ямпольский уделил внимание краскам и созданию фонового эффекта. Чувство красок очень важно для Ямпольского и это ярко выражено в его исполнительском стиле.

    Мария Шаманина исполнила Вариации Чайковского №6 ор.19. Виктор Исаакович работал над звуковедением, фразировкой, параллельно рассказывая о влиянии Шумана на Чайковского, даже назвал их «собратьями». Давал советы, что «не нужно быть арестованной во время игры», «нужно посмотреть со стороны и мелодия поплывет». Вот какое впечатление осталось у Марии после занятия с Ямпольским: «Очень интересно было встретиться и поработать с человеком совсем иного стиля мышления. После небольших советов музыка «задышала», чего так часто не хватает даже самой качественной и эмоциональной игре. Правда, в какой-то мере его советы показались однотипными, и их можно было в общих чертах предугадать».

    На мой взгляд, замечания Ямпольского применимы практически к любому репертуару, например это: «… В музыке так много всего красивого, что просто жалко играть так быстро. Быстрее, чем слышишь играть не нужно». Пианист уделял особое внимание звуковым краскам, «пению» за инструментом, гармоническому мышлению, свободе движений.

    Виктор Исаакович работал очень воодушевленно и доброжелательно с ребятами, не настаивая на беспрекословном выполнении его замечаний, а как-бы советуясь с исполнителями.

    После окончания мастер-класса мне удалось взять у мастера интервью.

    В самом начале разговора Виктор Исаакович сразу меня остановил, сказав, -- «никаких «Исааковичей», можно просто Виктор», тем самым настраивая на очень доброжелательный тон общения.

    Л.Н.: Виктор Исаакович, мы очень рады, что Вам вновь удалось посетить наш город, в частности консерваторию, c концертами и мастер-классами! Что побудило Вас отважиться на такие крупномасштабные акции, как «Трио имени Рахманинова и друзья»?

    В.Я.: Я считаю, что региональные консерватории имеют проблемы в общении с внешним миром, и географические, и экономические. Я обратился к Минкультуры РФ за помощью в таком общении. За границей знают МГК, но мало кто знает НГ , а ваша консерватория ничуть не уступает по уровню МГК. Мы уже привозили 3х вокалисток, гениального альтиста, кларнетиста. Ребята могут не только услышать много интересного и полезного, но и обрести новые связи. Третий год мы пытаемся хоть как-то помочь региональным консерваториям. Мы делаем акцент не на себя, а на наших гостей, выступаем проводниками. Наши артисты -- действующие солисты. И мы стараемся сначала показать на концертах, что мы можем, а потом уже постараться научить чему-то на мастер-классах. Нам уже даже неловко, что мы так зачастили к вам (смеется), но мы с огромным удовольствием это делаем.

    Л.Н.: В наше время многие студенты стремятся закончить свое профессиональное обучение за рубежом. Русская школа всегда очень ценилась во всем мире, неужели мы теряем лидерские позиции?

    В.Я.: За границей совсем иначе поставлена образовательная система. Профессиональное обучение начинается позже, у них нет спецшкол, колледжей, в которых с детства делается акцент на какие-то определенные предметы. Все получают так называемый аттестат зрелости и все соблюдают эти строгие правила. Поэтому на первом этапе русские студенты имеют большое преимущество. Европейские профессора этим пользуются: легче взять готовое. Но очень часто европейские студенты догоняют и выступают на равных с приезжими студентами из России.

    Русская школа очень уважаема. Существует 4 ведущих школы -- русская, французская, итальянская и немецко-австрийская. Остальные тяготеют к чему-либо. В СССР мы жили обособленно, варились в собственном соку, а ведь в мире возникали разные новые течения. Почему в 19 веке русская школа стала столь популярной? А потому, что заимствовала лучшее! Россия стала бурным центром, куда съезжались лучшие скрипичные мастера, оперные дивы и т.д. Основа процветания -- стать центром притяжения нового.

    В других консерваториях, например в Дюссельдорфе проходит 150-200 мастер-классов в год. В Новосибирской консерватории замечательный, очень высокий уровень. Но ребятам крайне необходимы такие встречи с музыкантами. Наше правительство занято своими делами, но несмотря на все, даже на катастрофу на Дальнем Востоке они обратили внимание на нас… и мы здесь! Правда, нынешний проект был немного урезан (вместо 8 городов мы посетим 3). И еще очень многих музыкантов хотелось бы привезти к вам.

    Л.Н.: Почему все-таки Вы отдали предпочтение больше камерной музыке?

    В.Я.: Камерной музыкой я стал заниматься очень давно, я всегда играл с разными солистами. Вначале возник дуэт с Н Савиновой, а после мы пригласили М. Цинмана. Решили сыграть в концертном зале РАМ им. Гнесиных. Всем понравилось и нас пригласили в Швейцарию.

    Очень нравился жанр трио, так как это ансамбль солистов. Если в трио каждый инструменталист не солист, - то нет и трио.

    Л.Н.: Специальность композитора как то вам помогает?

    В.Я.: Очень интересно и полезно с классическим образованием познавать новые записи, обозначения. Лучше смотришь назад. Понимаешь от чего к чему пришли.

    Л.Н.: Почему свое трио вы назвали именем великого С.В. Рахманинова?

    В.Я.: Существует три великих трио – Чайковского, Рахманинова и Шостаковича. Рахманинов оказался нам более близок и не только как композитор, а как человек. Мой педагог (Натансон) учился у Файнберга, который учился у Зилоти (как вы знаете, двоюродного брата С. Рахманинова). И у моего «шефа» всегда звучал Рахманинов. Сколько мужества надо было иметь, чтоб отстоять свои позиции, а не начать подражать модным течениям. Лучшего не было и не будет.

    Р.S. Так уж получилось, что не только я брала интервью у В.И. Ямпольского, но и у меня взяли интервью журналисты новостей, и я смогла выразить огромную благодарность замечательным музыкантам за старания в обогащении концертной жизни Новосибирска.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2013 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки