Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Сибирские сезоны - 2013" №4 (21), Октябрь 2013 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_21/?page=search

     
    Сибирские сезоны - 2013

    Машевская А.

    «Удивили!»

    Машевская Анастасия

    магистрант I курса НГК

     


    25-го апреля 2013 года в концертном зале НГК им. М.И.Глинки состоялось закрытие международного фестиваля современной музыки «Сибирские сезоны 2013». Музыкальный вечер представил слушателю произведения зарубежных композиторов, созданные во второй половине XX столетия (Карл Орф «Разговорные пьесы для чтеца, говорящего хора и ансамбля ударных инструментов», Янис Ксенакис «Rebonds» для перкуссии) и сочинение 2006 года немецкого художника Хайнца Карла Грубера «Frankenstein!!» – пандемониум для певца и камерного оркестра на стихи Х.К.Артманна. Безусловно, это была значительная и яркая заключительная нота в минувшем фестивале.

    Концерт открыли «Пьесы» К.Орфа, исполненные под управлением Е.В.Рудзей. Примечательно, что произведение исполнялось на трех языках: частично в переводе (на русском), а частично в оригинальных немецком и латинском вариантах. От лирики к просветлению через ортодоксальные образы смерти и апокалипсиса – таково драматургическое развертывание этого сочинения. Исполнительский состав с предельной точностью и самоотдачей воплотил каждый образ, каждую грань и каждый этап музыкального действа. В определенном смысле традиционная для Орфа латынь (вторая часть) срывалась упругой, хлесткой речевой тарантеллой смерти в исполнении Марины Якушевич, действуя на публику подобно необратимому заклинанию. Образ, погрязшей в урбанизме, в скорости и технократии западной цивилизации, запечатленный в стихах Бертольда Брехта (третья часть) был отчеканен музыкантами как барабанная дробь или пулеметная очередь: «Schnell, schnell!» при подсветке изобразительного ряда. Скачка всадников апокалипсиса, молитва переживших военное время, финальное просветление – словом, для всего была найдена своя особая трактовка, донесенная до публики.

    Другое сочинение этого вечера для коллектива исполнителей, цикл «Frankenstein!!» , прозвучавший под управлением одного из руководителей проекта Сергей Шебалина, вовсе не нуждается в комментариях. Мы можем назвать его захватывающим по своей динамике, удивительным по силе воздействия, разнузданно-шикарным по жанровым основам кабаре в отдельных номерах (например, сильный эффект травестирования с опорой на эти жанры – в десятом номере), можем назвать детским или легким, неподражаемым, особенно за блестящую партию одного из солистов – Захара Штанько, можем назвать, наконец, новой провокационной, монструазной философией творчества… Но (!) какие бы мы в итоге ни подобрали слова для описания этого представления, они все равно окажутся недостаточными для того, чтобы отразить сущность пандемониума. Ничего подобного Новосибирск и впрямь не видел и не слышал до того вечера.

    Безусловно, нельзя обойти вниманием и «сольное интермеццо» отзвучавшего концерта – «Rebonds» для перкуссии Яниса Ксенакиса в исполнении германского гостя Дирка Ротбруста. Первое и, пожалуй, главное впечатление от этого выступления – самоотдача. Самоотречение, самопосвящение искусству, самосожжение, чтобы зажечь весь зал, если хотите. Настолько жить этим единым «прометеевским» музыкальным процессом, настолько проживать каждый отдельный извлекаемый звук как событие, как некое внутреннее единство, могут отнюдь не многие музыканты даже из числа величин мирового масштаба. Этим исполнением Ротбруст не просто продемонстрировал мастерское владение перкуссией – он показал планку всякого исполнительства вообще.

    Разумеется, автор статьи нисколько не отрицает некой своей эйфории от прошедшего мероприятия – упрекать меня в субъективности легко и правильно. Однако разве нельзя считать достойным этой эйфории концерт, который даже в самые драматичные минуты звучания не давал возможности отказаться хотя бы от внутренней улыбки? Разве нельзя впасть в субъективность, если единственная мысль, возникшая по окончании концерта, стократ подтверждала девиз фестиваля «Удиви меня»?

    P.S.: в надежде на удивления следующего года.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2013 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки