Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Сибирские сезоны - 2013" №4 (21), Октябрь 2013 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_21/?page=search

     
    Сибирские сезоны - 2013

    Больных И.

    «Музыка Аскольда Мурова вновь звучит
    в Большом зале Новосибирской консерватории»

    Больных Ирина

    студентка IV курса ТКФ

     


    III Международный фестиваль современной музыки «Сибирские сезоны 2013» стартовал в г. Новосибирске. 22 апреля в 18:30 в Большом зале Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки состоялось Торжественное открытие фестиваля.

    Вступительное слово перед началом концерта произнесла министр культуры Новосибирской области Наталья Васильевна Ярославцева. Она отметила, «Мы поддерживаем этот очень важный проект», – сказала министр, – и выразила уверенность в том, что благодаря нынешним «Сезонам» появились новые возможности приобщить жителей нашего региона к неизвестной ранее европейской и восточной музыке.

    Н.В. Ярославцева подчеркнула, что этот концерт посвящён Аскольду Фёдоровичу Мурову – выдающемуся сибирскому композитору, как дань памяти и уважения мастеру в год празднования его 85-летнего юбилея. Наталья Васильевна выразила большую благодарность и почтение Алле Фёдоровне Муровой – супруге лидера сибирской композиторской школы, которая была в зале в этот вечер.

    Далее «эстафету» вступительного слова продолжил ректор НГК им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения, профессор – Константин Михайлович Курленя. Константин Михайлович рассказал слушателям о том, что А.Ф. Муров возглавлял Сибирскую организацию Союза композиторов России, более 30 лет преподавал в Новосибирской консерватории, вырастил целую плеяду композиторов, которые работают в разных странах. Аскольд Фёдорович был полон жизненных сил, его жизненные принципы и идеи никого не оставляли равнодушным. Композитор был мастером своего дела, – в Большом зале Новосибирской консерватории часто звучали его произведения и произведения его учеников, после этих исполнений были триумфы и овации, восторг слушателей. А.Ф. Муров был очень религиозным человеком, главным для него было неустанные духовные искания, церенаправленное шествие в творческом лабиринте, ведущем к истине. Понимание и ощущение “духовности в звуках” он искал внутри себя, и этот путь можно назвать самым правильным путем, как православного человека, так и музыканта. К.М. Курленя отметил, в этой связи, большой интерес композитора к русскому духовному пению.

    Константин Михайлович представил слушателям произведения А.Ф. Мурова и его ученицы – Е. Джагаровой, которые прозвучат на концерте. Программа его составляла следующие сочинения: А. Муров – «Духовный концерт № 3» («Утоли моя печали») для смешанного хора без сопровождения, Е. Джагарова – «Духовный стих» памяти Аскольда Мурова, А. Муров – Третья симфония (концерт в форме восьми инвенций) для камерного оркестра.

    И вот начало концерта. Первым звучит произведение А. Мурова – одночастный «Духовный концерт № 3» («Утоли моя печали»), в исполнении Хорового консорта «Лаборатории новой музыки», под руководством дирижёра – лауреата международных конкурсов, доцента Елены Валерьевны Рудзей. Это произведение, – обращение к Богородице, – было написано в 1991 г. на текст Тропаря одноимённой Богородичной иконы. После прослушивания этого творения трудно указать какие-либо аналогии этому концерту. Единственная явная ассоциация, возникающая при знакомстве с ним – духовные хоры И. Ф. Стравинского. Публика очень тепло встретила это произведение.

    Первое отделение концерта продолжило произведение Е. Джагаровой – «Духовный стих» памяти Аскольда Мурова, в исполнении Хорового консорта «Лаборатории новой музыки», под руководством Елены Рудзей. Это небольшое по продолжительности творение очень интересно современным сонорным, необычным звучанием. Меня сильно «зацепил» волшебный и возвышенный момент почти в самом конце произведения, когда слова «Боже, услыши молитву мою» в исполнении мужских голосов прозвучали в тихом сопровождении остального хора, певшего вокализ с закрытым ртом на звуке «м». Было очень эффектно!

    Второе отделение концерта открыла Симфония № 3 (Концерт в форме 8 инвенций) для камерного оркестра (1968 г.) в исполнении ансамбля солистов «Лаборатории новой музыки», под руководством дирижёра – лауреата международного конкурса Сергея Шебалина. Каждая инвенция в произведении имеет своё название: 1. Непрерывное движение, 2. Импровизация, 3. Духовая гексафония, 4. Четвертитоновый хорал, 5. Декорация, 6. Менуэт, 7. Монофония “Re”, 8. Из русских кантов. Собственно говоря, заголовки частей уже дают очень существенный толчок слушателям для верного восприятия музыки.

    Несколько слов о первой премьере Третьей симфонии, которая состоялась в г. Воронеже в 1968 г. В местной газете появилась «разгромная» статья под названием «О гражданской ответственности художника». А.Ф. Муров обвинялся в формализме, в создании «эксцентрического дивертисмента», служении «кучке гурманов», гражданской безответственности и др. 

    Стоит отметить, что музыка этого сочинения действительно очень необычна по звучанию, иногда очень резка для слуха неподготовленного слушателя… НО она чрезвычайно интересна! Ведь не случайно этой симфонией восхищался сам Дмитрий Дмитриевич Шостакович! В те годы это действительно был прорыв в музыкальном искусстве. В музыке симфонии много импровизационности, которая ярко выражена у духовых, ударных и фортепиано, слышны элементы джаза (особенно в партии контрабаса), возникают ассоциации с музыкой эпохи барокко (звучание клавесина, струнных)… Последняя инвенция (8-ая) – это звучание благородного хорала в партиях струнных и духовых, который гармонично сочетается с торжественным, гимническим звучанием соло трубы. А самый конец произведения – выразительное соло флейты на фоне тихого тремоло литавр, дополненное ближе к концу звучанием низких колоколов, что создаёт ощущение некоторого многоточия, недосказанности, что подтверждает финальный приглушённый кластер в партии фортепиано…

    Симфонию № 3 А.Ф. Мурова не вся публика приняла положительно: многие ёрзали на стульях, глубоко вздыхали, закатывали глаза… Но я не видела, чтобы кто-либо покинул зал. Все слушали до конца. Такую реакцию публики, скорее всего, можно объяснить большой продолжительностью произведения и усталостью слушателей. Жаль, что при объявлении Симфонии А. Мурова были упущены названия инвенций. Возможно, ещё из-за этого, по моему мнению, весомого фактора публика не совсем поняла программное содержание музыки…

    На мой взгляд, звучание всех произведений этого вечера было необычно, ярко, по-своему интересно. Считаю, что открытие Третьего Международного фестиваля современной музыки «Сибирские сезоны 2013» стало вполне удачным началом фестивальных событий и дальнейшие его программы откроют слушателям немало интересного в мире современной музыки.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2013 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки