Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Новые имена" №2 (27), Апрель 2015 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_27/?page=search

     
    Лауреаты и дипломанты II ОТКРЫТОГО РЕГИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА РАБОТ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ КРИТИКЕ И ЖУРНАЛИСТИКЕ ИМЕНИ И.И. СОЛЛЕРТИНСКОГО октябрь 2014 г. - апрель 2015 г.

    Згирская Е.

    Аркадий Галковский: ребёнок-композитор. Эффект Моцарта

    Згирская Елизавета

    студентка Томского музыкального колледжа имени Э. В. Денисова (г. Томск)

     


    Аркаше одиннадцать лет. В его лексиконе такие выражения, как «живой звук», «изюминка с адреналином», «джаз, блюз и регтайм», «пасмурное настроение» и «обширность пейзажа». Он учится в школе, где, к его сожалению, не всегда бывает круглым отличником, занимается теннисом, играет на фортепиано (а ещё пробовал на гитаре, органе, блок- и поперечной флейте), умеет заставить всех его слушать, любит, когда ему аплодируют, и ведёт собственный видеоблог. Он любит вкусно поесть в «Буланже» и устроить себе царский отдых с пледом и ванночкой для ног. А ещё он композитор, и с этой ипостаси, пожалуй, стоит начать. А то голова закружится.

    От Шопена – кузнечики, от Листа – изюминки

    – Вообще я за свою жизнь написал четыре рапсодии, три вальса, рондо одно, – делится с нами юный автобиограф. Правда, потом выясняется, что кроме этих фортепианных произведений, у него есть ещё пьесы для скрипки, контрабаса и вокальный цикл. – А ещё однажды я сочинил дуэт для фортепиано и флейты. Точнее для четырёх флейт. Фортепиано играет аккомпанемент, а флейты – мелодию. Потом эта мелодия раздваивается, растраивается, и получается настоящее (пауза) четырёхзвучие!

    Аркаша с восторгом и трепетом описывает всё, что с ним происходит, в особенности, если это связано с музыкой. Он ни разу не назвал за время беседы фортепиано «пианино», а на вопросы старался отвечать как можно полнее, чтобы мы, люди со стороны, поняли, что же это такое – музыкальное искусство. Своё первое произведение он сочинил в семь лет: вдохновение пришло от других композиторов.

    – Я послушал Шопена, Чайковского, много ещё разных композиторов. Мне понравились вальсы, и я решил написать свой, вальсик, небольшой – «Вальс про кузнечиков и паука»: жили-были кузнечики. Такие, в высоком регистре. И вдруг приходит к ним паучиха, грустная, в низком, хочет покушать. Хочет съесть кузнечиков! Потом аккорды такие – ТАМ-ТАМ-ТАМ (яростно рассекает руками воздух), но они вместе поиграли, паучихе стало веселей, и дружба победила. Дружба победила голод. Но в конце всё равно был пир, пиршество. Мне говорили, что у каждой музыки есть сюжет.

    А дальше, как выражается сам Аркадий, пошло интереснее. От «вальсиков» он перешёл к серьёзным рапсодиям. На этот раз он вдохновился Ференцом Листом.

    – Мне нравится Лист, потому что у него виртуозные произведения. Так и у меня в каждой рапсодии есть изюминка с адреналином: во второй, например, всё очень плавно и спокойно идёт к окончанию, а потом раз – и быстрая часть!

    Наш собеседник сам вывел, что у каждого композитора есть свой стиль, «фишка». А его «фишка» – в каждой рапсодии находить новую особенность.

    – Например, первая моя рапсодия очень быстрая, зажигательная, похожа на польку. Вторая – близка к романсу, она подлиннее, протяжная и лирическая. Третья рапсодия – трагичная очень. Четвёртая рапсодия (кстати, я играл её на конкурсе композиторов) и весёлая, и грустная.

    Конкурс юных композиторов EDES проходил в Томском музыкальном колледже в ноябре 2013 года. Аркадия туда отправила его педагог по композиции Нина Андреевна Ерилова. На наш вопрос про эмоции, которые он испытал на конкурсе, он ответил серьёзно и аналитически:

    – Эмоции… я понял, что я слишком много наслушался классики, поэтому у меня в произведениях только тоника, субдоминанта и доминанта. А в современной музыке используются совершенно разные тональности и аккорды.

    Сам Аркадий причисляет себя к классикам, причём, конечно, не путает «классику» и «классицизм».

    Мир вокруг: однажды и когда-то

    Когда мы предложили Аркаше выбрать между сочинительством и исполнительством, он однозначно ответил, что первое. Но и без исполнительства никуда: если потом записывать свои произведения, нужно будет уметь их сыграть. У Аркаши дома есть синтезатор, на котором можно что-то подкорректировать, но он считает это неправильным: должно быть честное, живое исполнение.

    – Однажды у меня было очень плохое, пасмурное настроение, почему – я не знаю. Я пришёл на специальность, тогда как раз среда была, а после занятия я вышел весь с улыбкой. У меня дома на синтезаторе, как ни нажмёшь – один звук, электронный, неживой, а здесь, на рояле, – живой звук, он лечит.

    Музыкой наш герой начал заниматься рано: в два-три года «бабушка повела на музыку», тогда же купили и первый инструмент – маленький синтезатор, для «маленьких таких пальчиков, как мизинчиков». С бабушкой же осваивался и первый сборник с упражнениями для фортепиано, а в четыре года он начал петь в хоре, а мама научила его играть «К Элизе». Сейчас уже сам Аркаша учит свою маленькую сестрёнку: ей три года, но «профминимум» она уже выполнила: знает гамму до-мажор, отстукивает ритм бубенцами и поёт иногда с братом дуэтом.

    – А однажды я выступал в зале Дворца (Дворец творчества детей и молодёжи – прим.ред.), и там перед моим выходом забыли поменять стулья после ансамбля. Ну, я и сел на левый. Потом играю – чувствую, что-то не так. Смотрю – я на малой октаве играю! Нет, я не остановился. Я играл начало, играл, а потом – бамс! – переполз и продолжил играть уже нормально. А ещё я писал стихи. Написал первый стих в три годика. Я написал стих про хомячка. У меня был хомячок, и я сделал ему специальную книжку: оформил её, нарисовал хомячка. Я тогда ещё буквы писал в зеркальном отражении. Мама после этого занялась со мной русским.

    Мама рассказывала

    – Мама говорила, что я хорошо рисовал. Очень красиво, так скажем, обширно. Я попробовал нарисовать пейзаж. Нарисовал его и действительно, как настоящий пейзаж. Холмы, небо, куда потемнее… это мама научила уже. Мой любимый поэт – Лермонтов, у него в стихах передаются чувства, рисующие пейзажи, как, например, образ большой тучи (в «Бородине»), которая надвигается на маленькое укрепление.

    Кстати, про мою бабушку по маминой линии! По папиной – та, которая подарила синтезатор. А по маминой – более известный человек. Она была певицей. Мама мне рассказала, что бабушка дружила с Эдитой Пьехой. Она переехала в Санкт-Петербург из Молодечного, Белоруссии, и там они с Эдитой Пьехой познакомились… на вечеринках. Пели вместе, у мамы даже есть запись на плёнке.

    Ещё мама рассказывала, что прабабушка моей бабушки ходила на балы и встречалась с самим… Чайковским (округляет глаза и вскидывает руки вверх). Но я не поверил даже. Или это была прабабушка прабабушки моей бабушки.

     


    Аркадий ещё много рассказывал. Про то, что он ведёт видеоблог на Youtube, где рассказывает о Томске, про то, как он учит сам себя риторике (отрабатывает приёмы перед зеркалом, произнося речь о защите бедных кроликов), про свои любимые блюда и про будущие планы. В консерваторию пойдёт, конечно. А пока он напомнил нам свою фамилию – Галковский, напомнил стройным и, безусловно, творческим почерком.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2015 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки