Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Новые имена" №2 (27), Апрель 2015 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_27/?page=search

     
    Лауреаты и дипломанты II ОТКРЫТОГО РЕГИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА РАБОТ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ КРИТИКЕ И ЖУРНАЛИСТИКЕ ИМЕНИ И.И. СОЛЛЕРТИНСКОГО октябрь 2014 г. - апрель 2015 г.

    Щербакова А.

    Город, в котором нет и не будет оперного театра

    Щербакова А.

    студентка Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова (г. Томск)

     


    Во все времена главными задачами оперных театров было воспитание гуманистических идеалов, поднятие культурного уровня и обличение социальных пороков. В современном мире люди все меньше проводят свободное время в культурных заведениях, предпочитая им просмотр телепередач или интернет. Опера была и остается явлением элитарным. Задача музыковедов и критиков – в просвещении масс, приобщении к высокому искусству.

    Томск известен как студенческий город, имеющий огромное количество высших и средних учебных заведений и только одно музыкальное – колледж имени Э.В. Денисова со 120-летней историей.

    Несмотря на ограниченное число профессиональных музыкальных кадров, деятели культуры и искусств Томска, начинания с возникновения музыкального образования, прикладывают немало усилий для постановки крупных оперных произведений. К ним относятся: «Алеко» С.В. Рахманинова (2010 год), «Царь Эдип» И.Ф. Стравинского (2012 год), «Волшебная флейта» В.А. Моцарта (2013 год), «Кармен» Ж. Бизе (2015 год), моноопера «Ожидание» М.Л. Таривердиева (2015 год) и др. Также ставилось множество фрагментов, и исполнялись арии из самых известных опер («Риголетто», «Иван Сусанин», «Иоланта» и д.р.). Все они ставились при участии студентов и преподавателей Томского музыкального колледжа (училища), Томской филармонии и приезжих исполнителей: солистов Мариинского и Новосибирского театров.

    Каждое оперное представление, для города, в котором нет оперного театра – сенсация.

    31 марта 2015 года в 19.00 в концертном зале Томского государственного университета состоялась премьера оперы Н.А. Римского – Корсакова «Царская невеста». В постановке участвовала хоровая капелла и симфонический оркестр ТГУ, а также музыканты оперной студии Томского политехнического университета О.П. Мазепиной.

    Благодаря ярким рекламам по всему городу и интернету, в зале присутствовало большое количество студентов, детей и их родителей, которые на подобном представлении были впервые. Печально осознавать, что только здесь началось знакомство этих людей с музыкой... Многие, сидящие в моем окружении, занимались посторонними делами и разговорами. Постепенно, с каждым действием, слушателей становилось все меньше и меньше. Но дело не в образованности и музыкальных предпочтениях публики, а в том, во что постановщики превратили знаменитую оперу Н.А. Римского-Корсакова.

    Постановщики оперы «Царская невеста» очень тщательно подошли к созданию проекта, воссоздав атмосферу и быт правления Ивана IV. Костюмы производили убедительное впечатление, но с «картонными декорациями» был явный провал. Например, в постановке «Кармен» не было никаких декораций и пышных костюмов, но, тем не менее, опера никоим образом от этого не пострадала.

    Следует констатировать, что постановка оперы «Царская невеста» в очередной раз доказала несостоятельность многих артистов города Томска. Режиссер был вынужден сделать множество купюр, несуразных пауз между номерами-сценами, но самое проигрышное – это использование «современных технологий» в постановке.

    Партию деревянных и медных духовых инструментов исполнял синтезатор, причем не очень хорошего качества. В результате звучал некий «синтетический симфонический оркестр». Как можно исполнять музыку, в которой одним из главных средств музыкальной выразительности является сочетание тембров, фонических эффектов, красочность и изобразительность!? Какая бы «чистая» интонация в результате не была бы в партии духовых, технический прогресс не всегда показатель качества, особенно в сфере академического искусства. Ценится именно живое исполнение, с которым, между прочим, тоже были проблемы. Скрипачи мало того, что не чисто интонировали, так они и про счет забыли. На протяжении всего первого действия они только дважды одновременно попали в аккорд, а на штрихи и фразировку никто и внимания не обращал: они были у всех разные и не совпадали с тем, что было написано в клавире. По-видимому, это было связано с заменой в последний момент дирижера оркестра ввиду болезни заслуженного артиста России Виталия Максимова.

    По краям сцены были расположены интерактивные доски, на которых выводился краткий сюжет каждого действия и картинки, соответствующие атмосфере номера. Это было явно лишним. Во-первых, зрителям раздавали на входе программки, а во-вторых, с задних рядов текст, изображенный на небольших досках, невозможно было разглядеть. Кстати, в постановке «Кармен» в Большом концертном зале субтитры транслировались на огромных экранах и это, с учетом исполнения на языке оригинала, было удачным решением.

    Отмечу и большой недостаток в выборе помещения для проведения оперного действа. Огромный актовый зал ТГУ не обладает нужными акустическими возможностями, поэтому солисты пели в микрофон. Возможно, из-за этого слова некоторых вокалистов без клавира не были понятны.

    Отталкивающих моментов в томской постановке «Царской невесты» оказалось много, но нельзя не отметить превосходное исполнение двух главных женских партий: Светлана Черепова в роли Любаши и Вероника Цай в роли Марфы. Эти партии требуют высокого профессионализма, коим обладают вокалистки. Песня Любаши, по моему мнению, один из самых сложных номеров всей оперы, как по эмоциональному состоянию, так и по исполнительской технике. И тут Светлана Черепова раскрыла драматический образ Любаши на 150%.

    Капелла ТГУ в мужском составе тоже выглядела на достаточно высоком уровне. Сразу видно, что это слаженный, «спетый» коллектив, хотя многие участники капеллы – не профессиональные музыканты.

    В целом, вокальная часть оперы для города, в котором нет оперного театра, прозвучала вполне прилично.

    Но, тем не менее, полагаю, что главной причиной провала оперы «Царская невеста» было то, что музыканты-исполнители, режиссеры-постановщики и организаторы в погоне за масштабным проектом, позабыли о главном предназначении подобных преставлений. Пусть действо будет не масштабно, без пышных костюмов и декораций, без сценического воплощения, но это будет произведение, соответствующее замыслу композитора и исполненное на должном профессиональном уровне.

    Все-таки город Томск не готов ставить такие сложнейшие и крупные оперы как «Царская невеста». И дело не только в нехватке музыкантов-исполнителей, в отсутствии театрального помещения с хорошей акустикой и недостатка финансирования. Главная причина – это отсутствие оперного театра в нашем небольшом студенческом городе, где приоритетным является любое высшее образование, инновации, бизнес и т.п.

    Внушает надежду то, что организаторы оперы «Царская невеста» будут совершенствовать постановку и конечный результат, как сказал дирижер, заслуженный деятель искусств России Виталий Сотников, зритель города Томска услышит осенью, в октябре этого года.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2015 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки