Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Новые имена" №2 (27), Апрель 2015 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_27/?page=search

     
    Лауреаты и дипломанты II ОТКРЫТОГО РЕГИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА РАБОТ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ КРИТИКЕ И ЖУРНАЛИСТИКЕ ИМЕНИ И.И. СОЛЛЕРТИНСКОГО октябрь 2014 г. - апрель 2015 г.

    Сорокина В.

    Магия театра

    Сорокина Владислава

    учащаяся ДШИ №29 (г. Новосибирск)

     


    С давних времен посещение драматических и музыкальных театров считалось одним из самых популярных развлечений. Несомненно, спектакли были преимущественно светскими мероприятиями, поэтому многие люди посещали их только ради выхода в общество. Но находились и такие, которые с невероятным наслаждением следили за судьбами героев Шекспира и Мольера, внимательно вслушивались в каждую музыкальную интонацию, спетую Кармен, Тоской или Русалкой. Но наверняка абсолютно все посетители театра были поражены необыкновенной окутывающей действие атмосферой. И каждый из них хоть одним глазком хотел заглянуть за кулисы и увидеть мир театра изнутри, погрузиться в репетиционный процесс, посмотреть, как создаются декорации и костюмы... Большой или маленький, любой театр хранит множество завораживающих историй, каждая из которых переносит зрителей в далекие эпохи и волшебные миры.

    Символом моего города вот уже более половины века является Новосибирский Театр Оперы и Балета. Его изящная и уникальная архитектура, с множеством фресок и колонн, а также его грандиозные масштабы не могут оставить равнодушным ни единого посетителя.

    Скажу вам по секрету, вопреки запретам, иногда мы гуляем по театру, его самым потаенным уголкам, отдаленным от глаз зрителей... Особенно нам нравится подземная, практически необитаемая часть театра. Прогуливаясь по длинным коридорам, мы тайно заглядываем за открытые двери и часто обнаруживаем там что-нибудь интересное. Например, склад испорченного реквизита, каждый предмет которого хранит в себе множество интересных историй или же склад не используемых костюмов, которые когда-то были нарядами героев спектаклей. Нам нравится заходить на склад ныне используемых костюмов, когда все швеи заняты в своих мастерских, рассматривать совершенно разные по цвету и крою платья, а также другие наряды и угадывать каким героям они принадлежат. Он представляет собой огромное помещение, пестрящее яркими красками и до потолка увешанное различными костюмами со всех спектаклей, как ставящихся сегодня, так и нет.

    Возможно, вам непонятно кто же такие МЫ в моем рассказе. МЫ - это артисты детского хора театра оперы и балета. И я очень рада быть в их числе. Я в полном восторге оттого, что имею возможность посмотреть на мир театра и музыки изнутри и заглянуть, иногда противореча правилам, в каждый уголок, спрятанный от зрителей.

    Всем известно, что во многих операх присутствуют партии для детского хора и в большинстве случаев композитор подчеркивает, что состоять он должен исключительно из мальчиков. Поэтому практически при каждом театре имеется один, а то и несколько составов хора. Новосибирский Театр Оперы и Балета не стал исключением. Инспектор женского и мужского хора Александр Эдуардович Щекатурин рассказал мне, что официально в штате театра детский хор появился где-то в 1980 году. До этого в спектаклях принимала участие капелла мальчиков под руководством Вячеслава Викторовича Мочалова – художественного руководителя Новосибирской Филармонии, заслуженного деятеля искусств и народного артиста РФ. В капелле принимали участие многие ныне известные музыканты, и одним из них является Павел Вениаминович Шаромов, артист Новосибирской филармонии. На основе капеллы мальчиков в 1995 году была создана детская школа искусств № 30. Приемником В.В. Мочалова стала его дочь Елена Вячеславовна Баева. Организатором же детского хора непосредственно при оперном театре стала Нина Михайловна Серебровская. Самый первый состав хора включал в себя лишь мальчиков, но со временем стали принимать и девочек. В настоящее время их количество преобладает.

    Кто знает, по воле судьбы или же по счастливой случайности, но мои родители шесть лет назад познакомились с новым руководителем детского хора театра Алевтиной Викторовной Ким, хормейстером и преподавателем кафедры хорового дирижирования Новосибирской Государственной Консерватории им. М.И. Глинки. Она и предложила мне пройти прослушивание. К счастью меня взяли сразу, и через неделю уже состоялся мой первый спектакль – «Кармен» Ж. Бизе. За такие короткие сроки я должна была выучить партию, исполняющуюся в начале первого действия, а также «выход детей» в финале оперы. Просматривая оперу «Кармен» в сети интернет, я запоминала основные мелодии, на которых и основаны наши партии.

    Первый выход на сцену для меня был чем-то фантастическим и нереальным. К сожалению, тогда я играла только бедного ребенка в первом действии, а эта роль гораздо легче, чем роль солдата, но всё равно для меня она была особенно ответственной. Я была ошеломлена той вдохновляющей, даже несколько торжественной атмосферой на сцене, которая в корне отличается от атмосферы зрительного зала.

    Когда я пришла работать в театр, детский хор состоял из детей от 10 до 17 лет и насчитывал около 37 человек. За время моей работы в театре произошло много изменений. Состав хора кардинально менялся с каждым годом, приходило много новых детей, как совсем маленьких, так и постарше. В настоящее время возраст большинства детей от 8 до 11 лет, а их численность 25 человек. Руководитель детского хора также сменилась, с 2014 года нашим хормейстером является Маргарита Ренатовна Мезенцева. Кроме руководителя детского хора она, как и её предшественница является артистом женского хора и во многих операх, таких как «Богема», «Князь Игорь», «Кармен» выходит на сцену вместе с нами. По её словам работа с детским хором в стенах театра отличается от работы с хором в музыкальной школе. В образовательном учреждении она в первую очередь должна обучать детей, а в театре же её главной задачей является поддерживать нынешние знания и умения детей и, руководствуясь четкими указаниями режиссеров и хореографов, подготовить их для выхода на сцену. Но для нее это не менее интересно, чем работа в музыкальной школе.

    На мой взгляд, самым важным изменением стала смена главного дирижера театра: Теодора Курентзиса сменил латвийский дирижер Айнарс Рубикис. Мы довольно часто встречаемся с дирижерами на репетициях и поэтому почувствовали разницу в работе с ними. Теодор Курентзис, помимо инструментальной составляющей спектакля, также уделял много внимания и вокальным партиям, но он не особенно обращал внимание на выступления детского хора, и поэтому нами преимущественно руководили хормейстер и хореограф. Айнарс Рубикис, имея собственный опыт участия в детском хоре театра, часто дает нам полезные советы и на важных репетициях несколько раз прогоняет именно нашу партию, чтобы улучшить качество выступления. Он также пригласил в театр дополнительный состав детского хора из Детской музыкальной школы № 2 и в новых постановках мы участвуем вместе с ними.

    Дополнительный состав придает хору массовость, отчего звук становится мощнее и громче. Так, например, в прошлом сезоне состоялось грандиозное представление "Военного реквиема" Б. Бриттена. На сцене, по моему мнению, было столько же людей, сколько и в зале. Женский, мужской и детский хор оперного театра, приглашенный хор из Барнаула, а также представители британского симфонического оркестра слились в единой гармонии, а благозвучие мелодии усиливал звонкий голос очень талантливой Ирины Чуриловой. Это была настоящая магия! Ощущения от этого просто фантастические и незабываемые. В следующем сезоне планируется такая же массовая и грандиозная постановка симфонии Г. Малера, чего мы с нетерпением ждем, хотя нас и пугают сложностью интонационной составляющей партий.

    Работа в театре, несомненно, очень интересна, ведь у нас есть возможность не только выходить на сцену, но общаться и работать со многими известными солистами. Например, очень часто мы выступаем на сцене с уже ставшей мировой знаменитостью Вероникой Джиоевой в таких операх как "Князь Игорь" и "Кармен", а также с заслуженными артистами России Олегом Видеманом и Лидией Бондаренко. Наблюдая за работой солистов, мы имеем невероятную возможность поучиться у профессионалов оперного искусства, что, безусловно, пригодится нам в будущем.

    В прошлом сезоне также состоялась премьера нового и невероятно красивого волшебного балета П. Чайковского "Щелкунчик". Новые костюмы и декорации, выполненные в самой Италии, произвели огромное впечатление на зрителей. За время зимних каникул было поставлено около 27 спектаклей. И самое удивительное – абсолютно каждый из них сопровождался аншлагом. На премьеру были приглашены итальянские дизайнеры и мастера, которые создавали все костюмы и декорации, и я была счастлива от возможности поговорить с ними в столовой для служебного персонала и попрактиковаться в своих знаниях итальянского и английского языков.

    Подводя итог, хочу сказать, что работа в театре дала мне очень многое. В первую очередь это опыт. Для многих из нас музыка впоследствии станет работой и делом всей жизни, и театр помогает нам уже с детства применять наши навыки и умения. Работа также помогла мне узнать много интересных и талантливых людей. Благодаря работе в театре я познакомилась с его солисткой Лидией Бондаренко, которая вот уже три года является моим педагогом по вокалу. В дальнейшем я мечтаю продолжить этот интересный путь, путь артиста театра оперы и балета.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2015 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки