Не так часто проходят концерты, посвященные личности одного композитора. Тем более, композитора Грузии. Итак, 12 ноября 2013 года в Большом зале Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки состоялся уникальный концерт струнного квартета, посвященный творчеству Сулхана Цинцадзе, известного грузинского композитора, народного артиста СССР. В состав квартета входят Евгения Богданова (скрипка), Анита Лахина (скрипка), Думан Жамалкожа (альт) и Виктор Еременко (виолончель); класс профессора. заслуженного деятеля искусств России Виктора Меликовича Минасяна. В концерте приняла участие Мария Шаманина (фортепиано).
Музыка Сулхана Цинцадзе известна в мире, на западе ее часто играют. Вместе с тем, в Сибири, к сожалению, фигуру Цинцадзе знают весьма немногие, да и сочинения этого композитора редко можно услышать со сцены. Не случайно В.М. Минасян, который вел концерт, сообщил очень много интересной информации и практически превратил концерт в концерт-лекцию. Виктор Меликович достаточно подробно осветил биографию композитора и рассказал многое о грузинской культуре, что было очень полезно, так как без этой информации невозможно понять смысл музыки.
Несмотря на небольшую продолжительность концерта, программа его была очень разнообразна. С одной стороны - серьезная камерная музыка: Струнный Полифонический квартет №10 - сочинение глубоко философское по замыслу и невероятно трудное технически, мало уступающее квартетам Шостаковича и Шнитке. С другой стороны - легкая музыка: "Колыбельная" для скрипки и фортепиано, а также цикл из 10 миниатюр для струнного квартета.
Энергичным фугато началась первая часть полифонического квартета №10. Буквально с первых звуков музыка С. Цинцадзе привлекла внимание слушателей и "не отпускала" до конца. Хочется отметить первоклассную композиторскую технику с одной стороны и хорошее исполнение - с другой. Квартет играл очень слаженно. Чувствовалась выучка и хороший баланс между музыкантами. Надо сказать, что В.М. Минасян предупредил слушателей о том, что в этой музыке национальная природа композитора ярко прослушивается далеко не всегда. Вот и здесь техники XX века и глубинный философский подтекст нивелировали "грузинские" интонации.
Более показательной в плане национального языка оказалась вторая часть квартета под названием "Старые напевы Тбилиси". Нежная и выразительная мелодия подобно лирическому откровению навеяла дыхание теплой грузинской ночи. Полное юмора и моторики Скерцо вызвало улыбку, а Largo, где прозвучала цитата грузинской народной песни "Лети, лети, ласточка" стало эпилогом-обобщением, где слушатели могли прочувствовать сосредоточенное размышление композитора. Эффектно прозвучала в конце Largo скрипка за сценой, будто эхо с другой планеты.
«Отдохновением» между квартетной музыкой была "Колыбельная" в исполнении Евгении Богдановой и Марии Шаманиной. Матовая, певучая мелодия колыбельной звучала по-особому ласково и нежно, а "стеклянные капли" в звучании фортепиано заворожили слушателей.
Истинной находкой является цикл из 10 миниатюр для струнного квартета. И вновь хочется выразить особую благодарность Виктору Меликовичу, который расшифровывал залу название каждой миниатюры. Серия веселых зарисовок как в калейдоскопе промелькнула с поразительной быстротой. Яркие, задорные жанровые номера перемежались изящными лирическими миниатюрами, что придавало необычайную прелесть не только циклу, но и всему концерту в целом. Струнный квартет, шутя, играл техничные маленькие пьески, виртуозно выстраивая форму всего цикла. Вот такой теплой и, вместе с тем, блестящей музыкой закончился этот замечательный концерт. Почти все немногочисленные, к сожалению, зрители отправились за кулисы поздравлять струнный квартет и их руководителя.
После того, как все мы выразили благодарность исполнителям за хороший концерт, я попросила Виктора Меликовича ответить на пару вопросов.
О.М.: Почему Вы обратились к творчеству этого композитора?
В.М.: Дело в том, что мне Сулхан Цинцадзе очень дорог. Я с ним очень близко общался, будучи в Тбилиси. Я люблю этого композитора и люблю его музыку. Здесь, к сожалению, его редко играют, вот и решил познакомить публику.
О.М.: Музыка, действительно, замечательная. Я сама сегодня, благодаря концерту, впервые узнала этого композитора и выражаю вам огромную благодарность. А какие трудности возникли при работе с музыкальным материалом?
В.М.: Эта музыка имеет специфические смысловые акценты национального характера (Виктор Меликович. напел кое-что из сыгранного) Более того, ее нужно понять и принять душой. Например, "Лети, лети, ласточка" - это песня, виолончелисту нужно было хорошо прочувствовать слова. Но ребята хорошо поняли эту музыку. - сказал мой собеседник. с улыбкой.
Было заметно, что учитель доволен своими учениками. Так для меня закончился концерт грузинской музыки.
|