Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Всероссийские конкурсы" №1 (22), Январь 2014 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_22/?page=search

     
    Люди моей судьбы

    Ефремова Е.

    «Очень счастливый человек
    (Творческий портрет А.А. Паримана)»

    Ефремова Елена

    магистрант II курса

     


    Заслуженный артист России, доцент НГК (академии) имени М.И. Глинки Александр Александрович Париман - это мастер необычайного музыкантского и педагогического дарования, которое становится центром притяжения для ищущих молодых музыкантов. И он удивительно щедро передает своим ученикам секреты собственного мастерства, помогает им найти собственный путь в жизни, воспитывает их Личность, а окружающим его людям дарит свое внимание, заботу и сердечное тепло.

    Творческий путь А.А. Паримана – это, прежде всего, яркий пример требовательного отношения к себе и к другим, неустанной работы над собой и одновременно с этим – необычайной человечности!

    Желание Александра Александровича заниматься музыкой началось с детского садика. Музыкальным руководителем был Владимир Васильевич Логунов. Париман начал петь с трёх лет. Пел соло на утренниках, «для нас это было открытие, - рассказывают родители, - когда мы пришли на утренник, и тут объявляют, выступает Александр».

    «Практически 3-4 раза в неделю меня забирали из детского садика и увозили на концерты, после чего я возвращался с охапкой цветов и кучей шоколада», - рассказывает Александр Париман.

    После окончания садика, Александр пошел в общеобразовательную школу, во 2 классе он поступает в музыкальную школу №2 по классу фортепиано.

    «Я обучался в обыкновенной провинциальной музыкальной школе. При поступлении в Краснодарское музыкальное училище им. Н.А.Римского-Корсакова я прослушивался на кафедру фортепиано, и мне сказали, что моя подготовка не соответствует уровню, поэтому заведующая училищем предложила поступить на кафедру хорового дирижирования».

    «Я все время работал - на 1-2 курсах вел дискотеки на теплоходе, и получал огромные деньги. Почти каждый вечер, кроме понедельника, с апреля по сентябрь, я веселил народ. Начиная с 3 курса, я пел в церкви. При церковном хоре был хороший вокальный ансамбль, где я был единственным тенором. На тот момент было запрещено петь в церкви. На 4 курсе, практически перед самым дипломом, на одном из больших Пасхальных праздников, меня «засекли». Был поставлен вопрос о том, чтобы выгнать из комсомола и отчислить из училища. За меня заступился мой классный руководитель Л.А. Качмарская и мой педагог В.В. Бабенко. Я пообещал, что такое больше не повторится. Считаю, что меня чудом не выгнали из комсомола, и я смог окончить музыкальное училище.

    Е.Е.: Когда же Вы успевали учиться?

    А.П.: «А я не знаю, как я учился. Учился крайне плохо. Для меня учеба была легкая. Утром на занятия я не ходил, особенно в те дни, когда работал. Но я точно помню, что ни разу не пропустил хоровой класс. Его у нас вела Светлана Александровна Лукьянченко – это профессионал, которая знала вокальный аппарат просто досконально. Она знала, как должен длиться звук, как должно работать дыхание. Она очень хорошо владела вокалом, тесситурные возможности ее были безграничны. Поэтому ее показ голосом был великолепен. Хор под ее руководством звучал как струнка. Когда я пришел в хор, меня сразу посадили в партию тенора, дали ноты, но я не мог понять, что мне надо петь, так как всегда был пианистом, в школьном хоре я пел сопрано, то есть верхнюю строчку. Искусство дирижирования, искусство управления хором я в большей степени осознал, изучая произведения, сидя в хоре».

    Е.Е.: Кто с вами занимался вокалом?

    А.П.: «Голос и интонация у меня были с детства, поэтому со мной никто не занимался. В училище я ходил на вокал, но на уроке мне приходилось «поднимать рояль». Мой педагог говорил: «ты должен так напрячь пресс и поднимать рояль, чтобы голос лился». И голос на самом деле лился».

    После окончания училища, с отличной отметкой по специальности Александр Александрович направляется в Новосибирскую консерваторию с рекомендательным письмом от Самуила Певзнера (отца Бориса Самуиловича Певзнера - на тот момент он работал на кафедре, руководил камерным хором Новосибирской филармонии). Консультацию получил от Н.А. Хошабовой. Он не думал, что поступит. Но, как рассказывает Александр Александрович, «я имел очень большие амбиции, и видел себя человеком не гражданским. Хотел стать генералом, так как дисциплина – эта моя нормальная среда обитания, этому меня научил папа».

    А.П.: «На тот момент в консерватории кафедра дирижирования была очень статной, заведующим кафедрой был Самуил Карлович Мусин. Я поступил на первый курс, в класс преподавателя Ольги Николаевны Понуровой. Первые уроки специальности для меня были очень сложными. Одно из первых произведений по специальности Kyrie из Месса G-dur Шуберта. В этом же 1985 году я начал работать в камерном хоре филармонии, который очень много гастролировал. Спустя неделю обучения, уехал на гастроли в Москву. По возвращении через месяц, я пришел на лекцию по истории зарубежной музыки к В.Н. Сторожуку:

    - А вы кто, молодой человек, - спросил меня педагог.

    - Я - студент 1 курса Александр Париман, - сказал я.

    В ответ я услышал только одно:

    - Я думаю, вы… экзамен не сдадите.

    Так получилось, что я получил повестку на 10 ноября в армию, а 1 ноября я женился. На тот момент было принято, что все студенты Новосибирской консерватории проходят службу в ансамбле «Песни и пляски» сибирского военного округа, который находился в военном городке. Служба проходила очень активно. Если солдаты считали, сколько осталось дней до дембеля, то мы считали – концерты.

    В 1987 году, сразу после прихода из армии, я вернулся в консерваторию в класс Юрия Александровича Брагинского. С этого момента, я понял, что в жизни перевернулось все на 180 градусов. Начиная с первых уроков по специальности, меня взяли в ежовые рукавицы, так как оказалось, что я ничего не понимаю в дирижерском искусстве. На тот момент академический хор «АХ, НЭТИ» вернулся с гастрольных поездок по Прибалтике и Ленинграду. И с ноября меня назначили хормейстером в академическом хоре «АХ, НЭТИ», которым руководил Юрий Александрович Брагинский. Хормейстерами на тот момент были: Слава Иванов, Елена Клязника, Светлана Федорченко, Андрей Федорченко. У Юрия Александровича всегда были хормейстеры на каждую партию. Начал я свою работу с мужских партий, музыка была разной: духовный концерт Архангельского, сюита Гершвина. На уроках по дирижированию, разобрав со мной одно произведение Моцарта, Юрий Александрович давал мне другое. Он говорил, что «это та музыка, которая должна быть всегда в репертуаре студента – хормейстера. Это – культура, это – познание стиля». Юрий Александрович мне говорил, «ты не имеешь права петь ни в каком другом коллективе кроме как академический хор АХ НЭТИ». Поэтому в то время в камерном хоре я не пел.

    В 1988 году мы с «АХ, НЭТИ» ездили на гастроли в Берлин. В 1989 году ушел из жизни великолепный музыкант, профессионал Юрий Александрович Брагинский. В этом же году хор стал лауреатом Международного конкурса в Праге и получил золотой пояс. После смерти «шефа», хором руководила Ольга Евгеньевна Захваткина.

    Тогда меня перераспределили в класс Владимира Николаевича Рогачева. У него не было коллектива, а я был очень амбициозным и думал, что преподавать дирижирование могут только те, у кого есть свой коллектив. Поэтому я не ходил на уроки по специальности и получал низкие оценки.

    Я прослушался в камерный хор, руководителем которого стал Игорь Викторович Юдин. Государственный экзамен я сдавал на двух коллективах: на камерном хоре и хоре «АХ, НЭТИ». Защитился на отлично».

    Концертная деятельность Александра Александровича Паримана всегда отличалась своей активностью и разнообразием, он всегда ставил перед собой просветительские задачи приобщения и знакомства слушателей с классической музыкой.

    А.П.: «Начиная с 1989, я перестал быть хормейстером в «АХ, НЭТИ». Вся моя деятельность переключилась на работу в вокальном ансамбле, который был создан в недрах камерного хора. Павел Шаромов выбрал вокальный квинтет и, начиная с 1991 года, мы съездили на Международный конкурс в Германию, где стали лауреатами. Через некоторое время, ансамбль стал самостоятельной концертной единицей. С 1992 года я перешел из камерного хора в вокальный ансамбль. Моя творческая жизнь стала совсем другой. За те 10 лет, которые я проработал, я наверное исполнил всю хоровую литературу. В репертуаре была крупная форма. Мы выступали как солисты в больших ораториальных произведениях, таких как: «Мессия» Генделя, «Коронационная месса», «Реквием» и «месса C-moll» Моцарта. Гастрольные поездки были очень насыщенными. В составе ансамбля я принимал участие в крупнейших музыкальных фестивалях: Америка, Канада (1996 г.) - Конгресс «Rotary» (дал вокальному ансамблю имя «Русский ансамбль мира»); фестиваль камерной музыки в городе Квебек (Канада, 1996 г.); Франция - фестиваль в Савойе (1997, 2002, 2003гг), международный фестиваль земли Баден-Вюртемберг (Бавария,1998г.,2000г.), как приглашённый солист в составе ансамбля «Инсула Магика», для участия в международном проекте «Эхо Полтавы» совместно с ансамблем «Laude Novelle» ( г.Стокгольм, Швеция 2003,2004 г.г)».

    Как рассказывает Александр Александрович: «Я объездил всю Европу. Содержал свою семью благодаря гастрольным поездкам. Так как в филармонии в то время зарплату выплачивали непостоянно».

    В качестве артиста хора оперного театра А.А. Париман принимал участие в постановках опер: Пуччини «Богема» в Барселоне, Севильи (Испания) и в Лиссабоне (Португалия, 1999г.); П.И.Чайковского «Пиковая дама» в Шанхае (Китай,2001 г.), Альфреда Шнитке «Жизнь с идиотом» в Мюнхене (Германия, 2004 г.), Ж.Бизе «Кармен» в Бангкоке (Таиланд,2005 г).

    Сегодня Александр Александрович - артист, солист камерного хора новосибирской государственной филармонии (художественный руководитель - народный артист Российской Федерации Игорь Юдин) и приглашённый солист ансамбля ранней музыки «Инсула Магика» новосибирской государственной филармонии (художественный руководитель - заслуженный артист России Аркадий Бурханов).

    Е.Е.: Что же повлияло на решение вернуться в профессию в качестве педагога и дирижера-симфониста ?

    А.П.: «Я всегда мечтал учиться и получить образование дирижера–симфониста. В 2001 году по возвращении из Испании, Португалии с оперным театром, художественным руководителем и главным дирижером которого был Алексей Анатольевич Людмилин, я сказал ему, что хочу учиться дирижированию и общаться с оркестром. На что он мне ответил: «Хорошо, поступай ко мне». Этим же летом я поступал на симфоническое дирижирование. Тогда я не был зачислен, но перед сентябрем, мне позвонил В.В. Подьельский (заведующий кафедрой дирижирования) и пригласил меня работать на кафедру. Я сразу же обратился за советом к педагогам, которые проработали уже очень много лет на кафедре, таким, как О.Н. Понурова, В.В. Подьельский, Л.М. Школьная. Первыми моими студентами были Евгения Алиева, Ольга Пряжникова. Начинал с учебного материала, но постепенно старался вносить новые и интересные произведения. Так как все те программы, по которым мы обучаем студентов, были составлены в 1968 году, 1972 году, в лучшем случае 1985 году.

    Любого студента можно научить, если происходит контакт. На вступительных экзаменах, я выбираю себе студентов по эмоциональным, человеческим параметрам, которые близко подходят моему темпераменту.

    Атмосфера в нашем классе – уникальна, потому что в процессе обучения участвую не только я, но и наши концертмейстеры. Это «триединство» помогает раскрыть наших студентов эмоционально, технически».

    С 2004 года Париман А.А. является ассистентом заведующего кафедрой дирижирования и руководителя хорового класса - народного артиста России И.В. Юдина. Александр Александрович оказывает большую методическую помощь учебным заведениям Сибири в деле совершенствования дирижерской методики, он часто проводит мастер-классы во многих городах Сибирского региона: Рубцовск, Кемерово, Барнаул. Многие ССУЗы считают честью видеть его председателем государственной аттестационной комиссии на своих выпускных экзаменах, среди них такие уважаемые учебные заведения, как Музыкальные колледжи г. Рубцовска, Барнаула.

    С 2009 года кафедрой дирижирования было принято о введении курса лекций для 4 курса - История дирижерского искусства. В его проведение входит изучение истории дирижирования, просмотр эксклюзивных и интересных записей. Разнообразные формы работы: коллективные, индивидуальные. Совместное обсуждение, тех или иных вопросов дирижирования, интерпретации исполнения, в частности, концертов дирижерского факультета. На этих лекциях Александр Александрович прививает дирижерский вкус, творческие взгляды.

    Студенты и педагоги знают, что при всей строгости и требовательности Александр Александрович никогда не откажет в помощи. Это удивительно отзывчивый человек. Он всегда в курсе того, что происходит на кафедре и в консерватории, и ни к чему не остается равнодушным.

    Е.Е.: Остались ли у вас нереализованные планы?

    А.П.: «Нереализованных планов так много, что если их расписать, то я думаю, их хватит на десять лет вперед. Как говорит И.В. Юдин, «если у тебя не существует планов на ближайшие пять лет, то ты неправильно работаешь».

    «Я считаю, что человек живет для того, чтобы получать удовольствие! Я очень счастливый человек!»

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2014 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки