Все, кто хоть раз писал о музыке, знают, насколько трудно передать в словах все ее движения, эмоции и суть. И лишь качественное исполнение может помочь приоткрыть толику того смысла, который был заложен композитором. Сегодня мне вновь посчастливилось присутствовать на этом таинстве: под пальцами Исполнителей искусство музыки щедро раскрывалось в произведениях творцов прошлого и настоящего.
29 сентября прошел Второй тур I Всероссийского музыкального конкурса в номинации «гитара», «балалайка», «домра». Все участники показали высокий уровень мастерства и профессионализма. Перед членами жюри стояла труднейшая из задач – выбрать лучшего из лучших. Некоторые номинации, такие как «гитара» и «балалайка» были представлены всего двумя участниками, что, в определенной степени, облегчило работу жюри. Однако, номинация «домра», что и следовало ожидать, была в СФО самой «многолюдной». Именно здесь разыгралась самая настоящая битва за звание первого среди равных.
Признаться, до этого конкурса никогда не думала, что звучание гитары может завораживать… Гитара достаточно тихий инструмент и потому порой не слышны все нюансы, которые и составляют неповторимое очарование произведения. Удивительно, но сегодня гитара звучала во всей своей полноте, что, лично я, связываю с высоким мастерством исполнителей. Блестящая игра Григория Убиенных яркое тому подтверждение. Его исполнение в буквальном смысле заставило слушателей не дышать, дабы не разрушить созданной исполнителем «картины». Звук гитары Григория в буквальном смысле проникал во все уголки зала, заполняя собой все его пространство.
Огромные возможности таит в себе и балалайка: как известно, в репертуар этого инструмента входят произведения различного стиля, характера и жанра. Симфоническая поэма «Пляски смерти» К. Сен-Санса открылась для меня с новой стороны. А все благодаря конкурсантке Яне Первухиной, исполнившей это произведение на балалайке. Несмотря на то, что данный инструмент, как и гитара, является достаточно тихим, конкурсантка сумела показать максимальные его возможности. Блестящая техника и полный контроль над звуком, помноженные на невероятный эмоциональный заряд – вот что явилось главным достоинством исполнения юной конкурсантки.
Как известно, среди струнной группы русских народных инструментов малая домра является самой яркой и виртуозной. В этом вновь убедились все, кто пришел сегодня в Большой зал консерватории. Открывал конкурсное прослушивание в номинации «домра» Артем Давтян. Этот юный музыкант поразил всех своей виртуозностью и чутким отношением к целостности произведения. Блестящее исполнение сложнейших сочинений не оставило никого из зрителей равнодушным – овации не смолкли даже после ухода Артема со сцены.
Ранее я уже говорила о том, что только хорошее, профессиональное и, самое главное, вдохновенное исполнение способно рассказать слушателю о смысле сочинения, его идее и приоткрыть, пусть и не полностью, завесу тайны искусства музыки. Сегодня именно так и произошло – слушатели смогли прикоснуться к неугасаемому сиянию прекраснейшего из искусств.
|