Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Всероссийские конкурсы" №1 (22), Январь 2014 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_22/?page=search

     
    Концерты

    Драйд К.

    «Юбилей Лаборатории Новой Музыки
    (или «прекрасный повод собраться…»)»

    Драйд Кристина

    магистрант II курса

     


    25 ноября 2013 года в Большом зале НГК с успехом прошел Гала-концерт ансамбля солистов и хорового консорта Лаборатории Новой Музыки. Мероприятие было посвящено трехлетней годовщине создания коллектива.

    Концерт начался весьма оригинально: вместо привычных вводных слов ведущего на сцену вышли музыканты во главе с руководителем, Сергеем Шебалиным, свет погас и на экране стали появляться фотографии пока еще не длинной, но насыщенной творческой жизни ансамбля. Нашему вниманию был представлен первоначальный состав «лаборантов», хроники с репетиционных процессов, выступлений, творческих встреч и интервью.

    Затем дали свет и без объявления начался первый номер – I часть из цикла о картинах города «City life» Стива Райха. Воспринималось это как своеобразный эпиграф, содержащий в себе не только замысел концерта, но и идею коллектива в целом. Идея это заключается в том, что одно из самых древних искусств – Музыка – развивается «в ногу со временем», не стоит на месте, а, накапливая опыт предыдущих поколений, обретает новые формы и краски. Именно такой представляется она в исполнении профессионалов из Лаборатории.

    Произведение прозвучало очень интересно даже во фрагментарном виде (в оригинале кроме 4-х частного музыкального цикла должен присутствовать видеоряд с видами и жизнью города Нью-Йорка, а в нашем случае – Новосибирска). Появилось ощущение, что все мы находимся не в зале консерватории, а на улицах мегаполиса с характерным для него шумом, голосами прохожих, обрывками фраз, звуками машин… Перед глазами всплывали даже яркие рекламы, обычно не имеющие звукового сопровождения, но, благодаря городскому колориту музыки, легко было представить будничную жизнь Пятой Авеню.

    После столь впечатляющего начала, ведущая концерта, Наталья Санникова, представила ансамбль зрителю и пригласила на сцену министра культуры НСО Василия Ивановича Кузина, который, в свою очередь, тепло отозвался о данном проекте, пожелал ему дальнейших творческих успехов и вручил ежегодную стипендию Министерства культуры на развитие молодого коллектива. «Лаборанты» были тронуты таким вниманием и поддержкой.

    После приветственного слова министра на сцену пригласили ректора НГК, доктора искусствоведения, профессора Константина Михайловича Курленю. Его речь нашла отклик в сердцах слушателей, в частности, благодаря вкраплению в нее трогательных воспоминаний об интересных подробностях создания и становления коллектива. Ректор говорил о желании сделать обучение в консерватории не столь традиционным, – путем создания современного коллектива, который бы расширил границы изучаемой и исполняемой в стенах консерватории музыки. И вот, такой коллектив появился! Константин Михайлович отметил также необычный формат проекта: в нем нет четкого штата и регламентированного количества участников, и, что совершенно удивительно – внутри Лаборатории появляются новые маленькие коллективы, а, соответственно, открываются все новые горизонты и возможности. Именно этот факт позволяет ансамблю называться «Лабораторией» – своего рода творческой мастерской.

    Подарком для всех стал просмотр уникального видео-интервью Стива Райха,, записанного знаменитым композитором специально для Новосибирска. «Поразительно, что мою музыку играют в городе, где я никогда не был, и где, как я раньше предполагал, постоянно идет снег. Спасибо вам!», – говорил композитор.

    Далее прозвучала III часть «City life», которая оказалась еще более «городской». «Механистичность» произведения, в связи с привлечением электронных симплов, поражала. Вкрапление лиц, событий, общий шум привели публику в восторг!

    После необыкновенного произведения слушателям представили слайд шоу и рассказали о деятельности коллектива за три года. Оказывается, первый состав включал всего 8 человек, а первым фестивалем с участием молодого ансамбля стали «Сибирские сезоны – 2011». В течение первого года музыкантам удалось исполнить 30 сочинений, 11 из которых были премьерными! За второй год состав «вырос» до 24 человек, к музыкантам-инструменталистам добавился хоровой консорт из 20 певцов. Было дано 15 концертов в Новосибирске, Барнауле, Томске, поставлено 6 мировых премьер. Лаборатория Новой Музыки стала лауреатом престижного конкурса сразу в трех номинациях – инструментальное исполнительство, хоровое исполнительство и театр. Поистине впечатляет! Было сказано и о ближайших планах коллектива – это осуществление проекта «Ночь в метро», где планируется исполнение цикла «City life» целиком.

    Как известно музыкальной общественности Новосибирска, год 2013-й стал годом 85-летия нашего выдающегося композитора и педагога А. Ф. Мурова. Весной Лаборатория открыла серию мероприятий, посвященных этому событию, был записан диск с Третьей симфонией А. Ф. Мурова, хоровой музыкой его и Е. А. Джагаровой.

    Поэтому следующим номером Гала-концерта стало исполнение Духовного концерта №3 «Утоли моя печали» А.Ф. Мурова хоровым консортом под управлением доцента НГК, Елены Валерьевны Рудзей. Прекрасное сочинение, написанное для хора a’capella, произвело соответствующий эффект – публика слушала, затаив дыхание.

    Далее в концерте приняли участие солисты-«лаборанты». Первой выступила лауреат международного конкурса, доцент НГК, Маргарита Владимировна Аунс. Три пьесы немецкого композитора-авангардиста Кархайнца Штокхаузена, несмотря на сложность для восприятия, прозвучали убедительно и интересно. Большая заслуга в этом принадлежит исполнителю. М. Аунс настолько виртуозно владеет инструментом, что слушать ее было одно удовольствие. Игра динамическими оттенками, резкая смена тесситуры, бесчисленные фруллато, – вихри звуков завораживали. Иногда отчетливо слышался диалог, где-то – пение птиц, а порой философские размышления. Звуки кларнета разлились по большому залу. Публика не хотела отпускать артистку, так сильно впечатлила ее игра!

    Следующей на сцене появилась Екатерина Предвечнова – лауреат международных конкурсов. Пьеса К. Гварнери «Люнду», которую она исполняла, была наполнена четким ритмом, передающим стержневой «нерв» сочинения. Полиритмия в быстром движении, стаккато в обеих руках, глиссандо, – все эти эффекты создавали убедительный образ ударного пианизма. В средней части пьесы звучала явная аллюзия на джаз, о чем свидетельствовали и ритм, и гармония. Слушатели по-настоящему «разогрелись», благодаря характерной игре пианистки.

    В следующем номере к Екатерине присоединился Данила Ефремов. Их дуэт «Fresca Musica», являющийся лауреатом международных конкурсов, известен не только в Новосибирске, но и далеко за его пределами. В 2011 году исполнители получили приглашение выступить в Нью-Йоркском Карнеги-Холле, что говорит уже о международном признании. На концерте они сыграли три миниатюры для кларнета и фортепиано К. Пендерецкого. Было хорошо заметно, насколько чувствуют друг друга музыканты: они как будто постоянно находятся в духовном единстве и одном эмоциональном состоянии. Разнохарактерные миниатюры приобретали красочность в индивидуальной интерпретации дуэта. Благодарная публика, в которой, кстати, было много академгородковцев, кричала от восторга.

    В завершении концерта ансамбль солистов исполнил фрагменты пандемониума для чтеца и камерного оркестра Х. Грубера «Франкенштейн». Произведение, написанное в 1978 году, представляет собой цикл пьес с нетрадиционным композиторским решением – оркестр не аккомпанирует, а является полноправным участником действия, в то время как чтец «изгаляется» в передаче комичного на первый взгляд сюжета. Новаторство проявилось и в наборе инструментов: кроме традиционного состава камерного оркестра, музыканты играли на детских дудочках, свистках, хлопали бумажные мешочки и крутили разноцветную «лапшу» над головами. Зрелище было веселое. Публике очень понравились чтецы – Марина Якушевич и Захар Штанько. Тем более было приятно слушать данное произведение, зная, что именно ЛНМ принадлежит исполнение всероссийской премьеры «Франкенштейна» весной этого года. Молодцы, коллеги! Концерт получился великолепный!

    Участники проекта показали, что они не только отменно владеют навыками ансамблевой игры, но являются и замечательными сольными исполнителями. Это дает право коллективу ЛНМ называться именно ансамблем солистов.

    Приобщение к современному искусству является необходимой ступенькой в развитии музыканта и общества в целом. Подобные акции дают и новосибирцам возможность быть всегда в центре музыкальных событий и не отставать от мирового прогресса.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2014 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки