Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Всероссийские конкурсы" №1 (22), Январь 2014 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_22/?page=search

     
    Всероссийский конкурс

    Шнайдер Ю.

    «Первые прослушивания I тура
    Первого Всероссийского музыкального конкурса в СФО,
    г. Новосибирск, НГК (академия) имени М.И. Глинки»

    Шнайдер Юлия

    студентка IV курса ТКФ

     


    В Новосибирской государственной консерватории 26 сентября 2013 года состоялось открытие Первого Всероссийского музыкального конкурса по сибирскому Федеральному округу. После регистрации участников, жеребьевки и пресс-конференции с членами жюри и представителями Оргкомитета, начался первый отборочный тур среди баянистов. Программа была наполнена прекрасными произведениями по определенным требованиям: участникам предстояло сыграть барочную полифонию, сонату Д. Скарлатти и пьесу. Каждый из участников буквально искрил виртуозными пассажами, порхал в легкости нежных мелодий, отрешенно преподносил статичную и высокоидейную музыку И. С. Баха.

    В первую очередь отмечу высокое мастерство наших гостей из Красноярска и Томска. Например, Аяна Самбуева, студентка Красноярской Государственной академии музыки и театра. помимо превосходного и точного исполнения произведений, играла очень эмоционально, словно с каждым сочинением она отдавала частичку себя слушателю – наверное, не только зрители, но и уважаемые члены жюри прониклись столь искренней отдачей и полным погружением в звук этой конкурсантки. Первым номером программы была Прелюдия и фуга из I тома ХТК И. С. Баха. Хорошо известная мне музыка вдруг стала неожиданным открытием благодаря высокой степени отточенности и прекрасной технике исполнения. Аяне удалось передать самый главный образ сочинения – трагическое шествие, наполненное возвышенным, каким-то незыблемым духовно-эстетическим идеалом. И когда прозвучал мажорный финальный аккорд этой минорной прелюдии, создалось впечатление освобожденной души, чистейшего катарсиса. Когда зазвучала Фуга – мелодия с трагического начала очень легко и «правильно» переключилась на нежный, созерцательный характер, внутренне сдержанный, статичный и изысканный.

    Вторым произведением прозвучала Соната D-dur Д. Скарлатти. Легкая, звонкая и искрящаяся соната была исполнена великолепно и мастерски отточена, а, легкость парящих пальцев исполнительницы придавала сонате еще более изящный образ. Слушатели в завороженном состоянии не отводили взгляда от конкурсантки, стараясь не пропустить ни одного звука. И вот, еще одна реприза, но музыка слышится совершенно по-новому, вьющиеся виртуозные арпеджио радуют глаз и ласкают слух.

    Сыгран последний аккорд сонаты, и зрители в предвкушении третьего номера: «на десерт» нас ожидал Вальс-мюзет А. Астье. Аяна превзошла все ожидания – в какой-то момент мне показалось, что она еще чуть-чуть и закружится сама в головокружительном вальсе! Она действительно танцевала – душой и телом. И это было прекрасно! Единогласно все зрители проводили Аяну Самбуеву звонкими аплодисментами, ведь она не оставила никого равнодушными ...

    Другой наш гость приехал из Томского Музыкального колледжа им. Э. В. Денисова – студент IV курса Сергей Богданов. Несмотря на то, что ему пришлось конкурировать с более старшими коллегами (студентами ВУЗов), он нисколько не отставал в технике и мастерстве. Уже большим достижением является то, что он держался в конкурсных условиях. на новой для него сцене, очень уверенно и смог показать все, на что он способен, все, чему его научили. После конкурса мне посчастливилось взять у наших гостей из Томска интервью, в процессе которого я поняла, как сильно гордится своими учениками, в том числе и Сергеем, их преподаватель – Николай Христианович Вальтер. Это понятно: Сергей блестяще исполнил Фантазию и фугу a-moll И. С. Баха, Сонату c-moll Д. Скарлатти и незабываемые Вариации на цыганскую народную тему «Очи черные» Р. Вюртнера.

    Как виртуозно, тонко и изысканно исполнялась этим конкурсантом Фантазия и фуга Баха, как быстро регистры сменялись один за другим, создавая впечатление, что я присутствовала на концерте органной музыки – такое точное владение инструментом, с исчерпывающей полнотой передающим характер произведения. Да не только характер, а целый стиль, целую эпоху. Глубина переданного им художественного содержания превосходила все ожидания!

    Не оставила публику равнодушной в исполнении Сергея и соната Д. Скарлатти. Поражала игра динамики, то, как легко и изысканно действенное forte сменялось нежным и непринужденным эхом piano. Мелизмы и прочие тонкие украшения искрились как драгоценные камни, на которые падают лучи солнца. Именно такие ассоциации вызывало у меня исполнение Сергея – легкость и игривость, и, в то же врем, насыщенность и четкость соединялись воедино, создавая в своем непрерывном взаимодействии сверкающее полотно, истинное искусство, чудесную музыку!

    Вариации Р. Вюртнера в буквальном смысле задели меня за живое, «пробрали» до самой глубины души! И хотя вариаций было много, но ни одна из них не была подобна другой: каждый раз музыкальная ткань звучала по-новому, тембры баяна передавали звучание целого оркестра народных инструментов! В какой-то момент мне показалось, что мое тело не покорно рассудку: под активное и искрящееся развитие вариаций я чуть было сама не затанцевала... А каждая новая вариация вызывала в душе все больший восторг. Восторг и гордость за мой родной колледж, за наших студентов, за преподавателей, которые создают такие бриллианты, бесконечно шлифуя их мастерство и технику!

    Но не только гости радовали нас своим мастерским волшебством! Настоящий ажиотаж слушателей вызвало выступление студента Новосибирской Государственной консерватории Артема Павлова. После превосходного исполнения сверкающей, «золотистой» Прелюдии и фуги Cis-dur из I тома ХТК И. С. Баха всем стало понятно, что самое интересное нас ждет впереди. Меня бесконечно впечатляли эмоции исполнителя – при исполнении Баха Артем просто освещал зал своей улыбкой и задорными киваниями головой – было видно, что этот исполнитель получает искреннее удовольствие от музыки, тем самым и заражая всех слушателей позитивным настроением.

    Второе произведение, которое для нас открыл Артем, была Соната h-moll Д. Скарлатти, преисполненная нежности, легкости и воздушности. Не знаю почему, но уже перед самым началом произведения я невольно смотрела на выражение лица Артема, пытаясь предугадать, что же мы услышим сейчас, какой будет эта волшебная музыка. Мои предположения оправдались – сконцентрированное и чувственное выражение лица конкурсанта соответствовало нежной, легкой и отчасти сентиментальной мелодии, которая завораживала каждым звуком и не отпускала от себя вплоть до последнего аккорда.

    Третье произведение (В. Белов - «Степь, да степь кругом») сразу же напомнило о могучей, богатырской силе, которая хранится в русских народных песнях. Постепенное развитие музыкальной ткани, виртуозность, игра тембрами, «удалой» настрой исполнителя – все это вылилось в грандиозную, не побоюсь этого слова, – фееричную кульминацию всего выступления Артема. И Артем Павлов «сорвал куш» аплодисментов, публика не хотела его сразу отпускать: конкурсанту снова пришлось выйти на поклон, чтобы еще раз порадовать нас!

    Поскольку все конкурсанты показали в прослушиваниях первого тура очень хорошие результаты своей долгой, кропотливой, ответственной и плодотворной работы, мне очень трудно рассудить, кто отличился особым исполнительским мастерством, а кто – нет. Компетентное и уважаемое жюри, конечно же, сделает верный выбор. Поэтому я выражу пожелания каждого слушателя, которому посчастливилось присутствовать на открытии Всероссийского конкурса: дальнейшего вам развития, творческого роста и достижения всех поставленных перед собой целей!

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2014 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки