Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Всероссийские конкурсы" №1 (22), Январь 2014 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_22/?page=search

     
    Всероссийский конкурс вокалистов имени Л.В. Мясниковой

    Мизюркина О.

    «Калейдоскоп имен и жанров…»

    Мизюркина Ольга

    студентка IV курса ТКФ

     


    Итак, первый тур I Всероссийского конкурса вокалистов; прослушивание старшей группы... Меня поразила широкоохватность данного мероприятия. На сцене Большого зала Новосибирской Государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки выступали вокалисты из Новокузнецка, Красноярска, Новосибирска, Кемерово, Омска... Это были не только студенты музыкальных училищ и консерваторий, но и ученики школ, студенты государственных университетов, а также работники филармоний.

    Такая "калейдоскопичность" отразилась и на репертуаре исполнителей. Несмотря на жесткие требования к обязательной программе, музыка конкурса "пестрила" разными жанрами. Это были и старинные барочные арии, и арии венских классиков, море итальянской музыки, кое-что из "малых" веристов, конечно же, наш любимый русский романс, и даже немецкая Lied! В ходе первого прослушивания конкурса каждый исполнитель мог показать свою творческую индивидуальность: в трех стилистически разных произведениях блеснуть всеми гранями своего таланта.

    По прослушивании участников у меня сложилось впечатление, что, русская музыка пока лучше удается молодым исполнителям. Не случайно многие ставили именно романс в конец программы, чтобы более выигрышно завершить свое выступление.

    Совсем по-иному дело обстояло с барочной музыкой. Не случайно, в интервью, данному автору этой статьи, Т.А. Ворожцова называет старинную арию "камнем преткновения" для молодых вокалистов. Далеко не каждому удается сочетать техническую виртуозность с эмоциональной отрешенностью, предполагаемой в "моноаффектной" музыке. Практически ни у кого из прослушанных мною участников не было "озвученного пиано"; динамические переходы оставляли ощущение шероховатости. Тем не менее, большинство участников справились с этой частью программы, продемонстрировав "крепко выученное" исполнение.

    И еще небольшая "капля дегтя" в "бочку" текущего прослушивания конкурса. Очень здорово, что здесь есть совсем юные участники и, даже, ученики школ. Но, хотелось бы, чтоб выбор программы был все-таки корректен по отношению к уровню начинающего молодого певца. Выбирая знаменитейшую арию, которая на слуху у всех, причем в исполнении певцов мирового класса, надо понимать всю ответственность, которую на себя возлагает конкурсант. Такие номера судят строже, чем обычно.

    Позволив себе это отступление, выделю наиболее удачные номера из прослушанной мною программы первого дня конкурса.

    Яркое впечатление на слушателей произвел романс Рахманинова "Я опять одинок" в исполнении Василия Халецкого. Чувствовалось, что конкурсант понимал, о чем он поет, и каждое слово звучало очень ёмко. Музыка, исполненная трагического пафоса, надолго запомнилась слушателям.

    Интересным показалось обращение Иванны Цицей к "Рондо госпожи Зильберкланг" из оперы В.А. Моцарта "Директор театра". Несмотря на то, что Моцарта всегда очень сложно исполнять в стилевом плане, в частности, в силу прозрачности фактуры, Иванна спела рондо очень изящно. Мало известная музыка, вместе с тем очень легкая и лаконичная, без сомнения, должна войти в репертуар многих исполнителей.

    Необычайно эффектным было выступление Ирины Быковой. Романс Римского-Корсакова "Звонче жаворонка пенье" прозвучал очень виртуозно, а Ария Земфиры из оперы "Алеко" Рахманинова была необыкновенно трагедийно-глубокой. При прослушивании возникла некоторая трудность, т.к. это была все-таки сцена с Алеко, и, в данном случае, его "реплики" играл концертмейстер. И, все же, знаменитая "Песня о грозном муже" очень понравилась слушателям и вызвала множество аплодисментов.

    Очень нежным и прозрачным было исполнение "Сирени" Рахманинова Марией Карнаковой. Особенно свежо оно воспринималось после довольно продолжительной и очень техничной Арии Констанцы из оперы "Гризельда" А. Вивальди. Вообще, Рахманинов был одним из самых излюбленных композиторов у конкурсантов. Красота его "русскости" и, вместе с тем, по-европейски виртуозный текст прочно утвердили положение композитора в репертуаре исполнителей.

    В целом, впечатление о первом дне Всероссийского конкурса вокалистов им. Л.В. Мясниковой сложилось самое положительное. Не случайно в зале было много слушателей и далеко не все из них были вокалистами. Каждого конкурсанта провожали теплыми овациями, а многим даже кричали "браво". Любопытно, что, несмотря на большую продолжительность прослушивания, значительная часть слушателей осталась ждать результатов. Итак, ждем дальнейших выступлений и имен победителей!

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2014 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки