18 декабря в Большом зале Новосибирской Государственной консерватории продолжились прослушивания Первого тура I Всероссийского конкурса вокалистов имени Л.В. Мясниковой. И вновь конкурсанты из разных городов России предстали перед слушателями.
Конечно, не все выступления были удачными, но встречались и такие, во время которых пропадало ощущение «рабочей» конкурсной атмосферы и мы слушали, как на хорошем концерте, уже не сравнивая, не оценивая, а просто наслаждаясь исполнением. Таким было полное изящества и артистизма выступление участницы из Омска – Марии Мудиновой, после которого кто-то даже воскликнул: «Браво!». Немногочисленная публика, кстати, не отказывала себе в удовольствии выражать своё отношение не только меняющейся от номера к номеру интенсивностью аплодисментов, но и весьма отчетливым шепотом. Её, к сожалению, составляли в основном сами конкурсанты, а также их педагоги и родственники.
Одним из лучших выступлений этого дня стало выступление Данилы Брюханчикова (Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, класс профессора В.Н. Урбановича). Особенно понравилась «русская часть» его программы – «К розе» А.А. Спендиарова и народная песня «Вот мчится тройка удалая», довольно однообразный материал которой слушался ярко и с интересом благодаря эмоциональному исполнению конкурсанта.
В большинстве случаев пение студентов ВУЗов значительно отличалось от пения учащихся среднего звена образования, уступавших первым по уровню развития природных данных и качеству исполнения, но были и замечательные исключения. Так, запоминающимся моментом этого конкурсного дня стало исполнение Наталией Басистой (Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова, класс преподавателя О.Ю. Обуховой) русской народной песни в обработке Н. Морозова из «Уральской сюиты». Это был редкий случай, когда в зале воцарилась гробовая тишина, спровоцированная потрясающим pianissimo фортепианного вступления, исполненного М.В. Уткиной, и не нарушавшаяся на протяжении всего номера – проникновенного, завораживающего и интонационно сложного, исполняемого без аккомпанемента – до самой фортепианной постлюдии.
Безусловно, одно из важнейших условий удачного выступления – ансамбль солиста и концертмейстера. Все сопровождавшие солистов пианисты – профессионалы в своем деле, но в некоторых случаях единство вокалиста и аккомпаниатора выглядело особенно органичным и естественным. Примеры таких случаев – энергичное и праздничное выступление Александры Ляпич (концертмейстер – А.В. Цыганова), с особенно удавшейся ей «Травушкой-муравушкой» в обработке Городовского или светлое, нежное исполнение романса Чайковского «То было раннею весною» Анастасией Ремесковой (концертмейстер – В.В. Петрова).
Любопытно, что русская музыка – как авторская, так и народная, в целом удавалась конкурсантам гораздо лучше, чем зарубежная. Хотя иногда выбор репертуара вызывал некоторое недоумение. В частности, такой шедевр, как «Не пой, красавица, при мне» С.В. Рахманинова является, бесспорно, эффектным и впечатляющим – но лишь при безупречном его исполнении. Выбор подобного рода произведений, образцовые варианты которых слишком живы в нашем сознании, предполагает большую ответственность и немалый риск, с чем двум услышанным автором статьи конкурсанткам, увы в этот день справиться не удалось.
В целом же прослушивание второго дня произвело самое приятное впечатление, стало ярким художественным событием, а некоторые выступления буквально вдохновляли присутствующих. Надеюсь, что многих участников удастся услышать снова, в грядущем Втором туре конкурса.
|