Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Всероссийские конкурсы" №1 (22), Январь 2014 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_22/?page=search

     
    Всероссийский конкурс вокалистов имени Л.В. Мясниковой

    Шнайдер Ю.

    "Мы все несём миссию…"

    Шнайдер Юлия

    студентка IV курса ТКФ

     

    Сентябова Л.

    Сентябова Лариса

    студентка IV курса ТКФ

     


    20 декабря 2012 года перед итоговым Гала-концертом Первого Всероссийского конкурса им. Л. В. Мясниковой нам удалось пообщаться с членом жюри конкурса – доцентом кафедры хорового дирижирования и вокального искусства Национального исследовательского Томского Государственного университета Светланой Николаевной Череповой.

    Л. С.: Первый вопрос, который мы хотим задать Вам, касается Вашего впечатления по поводу этого конкурса. Представители каких школ оказались наиболее достойными?

    Светлана Николаевна: Впечатление очень сильное! Я сама выпускница НГК им. М. И. Глинки и была знакома с Лидией Владимировной Мясниковой – она преподавала в соседнем классе, и то, что организован конкурс в честь такого выдающегося мастера и певицы для меня невероятная радость! Я очень рада, что меня пригласили в качестве жюри. Конкурс собрал очень много участников – это гораздо больше, чем на региональных конкурсах, т. е. представлено было уже большее количество городов, конкурс набирает значительные обороты. По поводу разных вокальных школ: в принципе, чего-то необычного не замечается. Ну, немного рознится певческая школа Уфы – мне понравилась девочка, которая приехала с этого города: у нее было более грамотное и собранное пение. Конечно, у каждого певца какие-то свои недостатки… Возникли какие-то вопросы к педагогам участников, касающиеся чисто технических вопросов, например, это касается того, что педагог может дать ученику программу сложнее, чем он может спеть, т. е. репертуарная политика, которая должна развивать студента, имеет важное значение…И все же, хоть конкурс был и не на высочайшем уровне, общая картина выглядит достойно.

    Л. С.: То есть, конкурс – еще и возможность поделиться опытом?

    С. Н.: В основном это педагоги, которые занимаются со студентами. Есть ребята и постарше, и даже они еще находятся «под крылом» своих педагогов. Я считаю, что педагоги тоже должны быть заинтересованы в том, как поют другие участники, это, порой, высвечивает ошибки, возникающие у их учеников.

    Ю. Ш.: Светлана Николаевна, скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, продемонстрировал ли конкурс отличия вокальных школ друг от друга?

    С. Н.: Я думаю, что ничем школы не отличаются. У нас в вокале все традиционно: на дыхании, округлении, правильном фразировании, серьезном отношении к тексту. Есть какие-то недочеты, но скорее всего, это неслышимые ошибки, например, когда округляют звук не слишком широко – голос может быть сильным, но его недостаточно укрупняют.

    Л. С.: Есть ли перспектива у этого конкурса в дальнейшем существовании?

    С. Н.: На это очень хотелось бы надеяться. Ведь одного желания мало, нужна еще и финансовая поддержка. Но я так поняла, что поддержка городской администрации Новосибирска очень серьезна и ректор консерватории, Константин Михайлович Курленя, тоже всячески этому способствует. Поэтому я думаю, что возможны даже и международные перспективы. Этот конкурс высокой квалификации, показательный, в нем используется достаточно сложный репертуар. В этом мы и отличаемся от международных российских и заграничных конкурсов, где достаточно спеть два простых произведения и получить диплом. Петь у нас здесь, при своих педагогах намного сложнее.

    Л. С.: Ну, раз речь зашла о репертуаре, то какой, на Ваш взгляд, наиболее удался участникам конкурса – сочинения русских или зарубежных авторов?

    С. Н.: Менее всего участникам конкурса удалась барочная ария, но это не «вдруг» и не «сейчас». Старинная музыка очень показательна и тут уже надо владеть звуком, штрихами в дыхании, т. е. здесь участник уже должен был показать мастерство, а если петь нечем, то ты и не споешь. На первом туре специально давали барочную арию, чтобы посмотреть, кто может справиться с данным репертуаром. Редко кому это удалось. А народные песни получились намного лучше! Они более певучие и ближе по духу.

    Ю. Ш.: У меня тоже возник вопрос по поводу репертуара: для второго тура конкурса профессорами нашей консерватории специально были написаны сочинения. Как Вы думаете, насколько с ними справились участники конкурса?

    С. Н.: Мне очень певучими и понятными показались песни А. Н. Молчанова. Я как-то сама пела цикл Эдисона Денисова на стихи Пушкина [«Облик твой милый»]. Язык, конечно, необычный, но спеть можно. В основном участники выбирали песни «Белая береза», «Душа хранит»: в первую очередь потому, что это красивые произведения. Недавно я встретилась с автором этих произведений и попросила у него ноты всего цикла. Я работаю в Томском Государственном университете и наш четвертый курс должен исполнять вокальный цикл. А подобные произведения – дефицит. Поэтому и хотелось взять весь цикл целиком и спеть его. Мы нуждаемся в таких нотах.

    Л. С.: И последний вопрос: мы знаем, что Вы приехали со своей ученицей на конкурс. Скажите, пожалуйста, планируете ли Вы в дальнейшем привозить в Новосибирск большее количество конкурсантов?

    С. Н.: С удовольствием, если меня позовут, я обязательно приеду (смеется)! А со студентами – ну как получится. Я еще работаю и в колледже, а там у студентов еще нет такого, чтобы было «напето» три арии. Конкурс очень серьезный, на выносливость и здесь, в первую очередь, нужно еще иметь сильные волевые качества. Меня очень радует, что ребята «распеваются», растут. Мы все несем миссию сохранения академической школы, и подобные конкурсы всячески этому способствуют!

    Л. С.: Спасибо Вам большое за эту замечательную беседу. Мы очень надеемся, что Вы снова к нам приедете и привезете на конкурс замечательных талантливых вокалистов!

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2014 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки