Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Конкурсная весна" №3 (20), Июль 2013 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_20/?page=search

     
    Конкурсы
    "Броновский"

    Шмелькова А.

    «Мастер-класс А. Е. Шустина»

    Шмелькова Анастасия

    магистрант I курса

     


    18 мая в Малом зале Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки состоялся мастер-класс члена жюри Седьмого международного конкурса скрипачей, заслуженного артиста России, профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова Александра Ефимовича Шустина.

    Мастер-класс был, без преувеличения, очень интересным и содержательным. Известный педагог провел работу с несколькими юными скрипачами, одновременно занимаясь техникой, звуком, образностью и концепцией сочинений.

    Поделюсь впечатлениями о работе А.Е. Шустина с двумя участниками мастер-класса.

    Н. Драница (НСМШ) исполнила Аллеманду и Куранту из Партиты № 2 И. С. Баха. Александр Ефимович сразу же спросил исполнительницу, грустная это музыка или нет. Как он объяснил, это ему нужно было для того, чтобы понять, как человек ориентируется в том, что исполняет, осознана ли игра. Поскольку Аллеманда – начало цикла, педагог отметил, что ее нужно играть более подвижно, скорее повествовательно, чем грустно.

    Ткань Аллеманды полифонична, в ней есть голоса, которые нужно выделять, играть по-разному. По словам Александра Ефимовича, Бах – это не игра, а язык, «разговор». Надо также учитывать, что его музыка исполнялась в церкви, при особой акустике – поэтому следует отделять голоса. Бах – великий немецкий органист, поэтому все тембры (скрипка, флейта и другие) у него были на слуху, что отразилось в его произведениях. Следовательно, звук должен быть разным – например, матовым или воздушным.

    Далее педагог обратился к истории происхождения жанров Аллеманды и Куранты. Куранта – французский танец, поэтому, естественно, более подвижен по сравнению со сдержанной немецкой Аллемандой. Но в исполнении Н. Драницы Куранта получилась даже, пожалуй, слишком подвижной – «как жига, которую танцевали матросы на деревянных каблуках».

    Д. Кискина (ДМШ № 1) сыграла I часть Испанской симфонии Э. Лало. Главное замечание по технике – не хватило вибрации по амплитуде.

    Александр Ефимович выразил свой взгляд на исполнительство: скрипичная игра, по его словам, – громадный мыслительный процесс. Обязательно должна быть концепция, которая передается с помощью технологических средств.

    Неизменен был вопрос маэстро к участникам мастер-класса – о чем исполняемая музыка? В данном произведении, исходя из названия, передан испанский колорит. Испанцы – люди темпераментные, вспыльчивые, горячие, порывистые. В связи с этим осуществлялась работа над образами Испанской симфонии. Педагог настаивал: разделы должны быть показаны по-разному – нужна смена динамики, темпа. Было выяснено, как же следует исполнять музыку про любовь (ведь именно о любви большинство музыкальных произведений, считает Александр Ефимович). Трепещущее сердце передается интенсивной вибрацией, сокровенность чувства – прикосновением правой руки: оно должно быть легким, а смычок – воздушным.

    Александр Ефимович задал «провокационный» вопрос: сколько струн на скрипке? И ответил: три струны и одна струна. Почему? Потому что ре-ля-ми – одно напряжение, одно положение руки, соль – другое, другой нажим. Когда играешь на соль-струне, все должно быть иначе.

    Большое внимание педагога к образности, концепции, доступность в объяснении технических моментов, рассуждения на злободневные для специалистов темы сделали этот мастер-класс интересным не только для скрипачей, но и для широкого круга любителей музыки.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2013 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки