Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Конкурсная весна" №3 (20), Июль 2013 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_20/?page=search

     
    Конкурсы
    «Корни и листья»: два мнения

    Скакун В.

    «Корни и листья» – чья проблема?»

    Скакун Вадим

    студент IV курса ТКФ

     


    8 апреля в стенах Новосибирской консерватории произошло очень интересное событие - состоялся первый открытый региональный фольклорный конкурс молодых композиторов им. А. П. Новикова «Корни и листья», организованный кафедрами композиции и этномузыкознания НГК и Западно-Сибирским региональным методическим центром по музыкальному образованию. Необходимо отметить состав жюри и оргкомитет конкурса, которые постарались заложить этот «пробный камень» как можно устойчивее. В организационный комитет вошли ректор К.М. Курленя, проректоры О.А. Светлова, Е.В. Панкина, заведующие кафедрами. Председателем жюри был назначен профессор Ю. П. Юкечев, в состав жюри вошли практически все педагоги кафедры композиции, а так же профессор кафедры этномузыкознания Н. В. Леонова.

    Перед организаторами конкурса стояла достаточно сложная задача – проведение первого конкурса подобного направления и, следовательно, на долю организаторов пала ноша «первооткрывателей» подобных проектов в НГК. Конкурс проводился в память о народном артисте России А.П. Новикове, внёсшем огромный вклад в изучение и освоение сибирского фольклора с целью выявления молодых, талантливых композиторов, способных на создание оригинальных сочинений на основе фольклора. Ведь не секрет, что в сибирском регионе фольклорная составляющая достаточно сильна, поэтому, нам кажется, перед участниками конкурса стояла достаточно сложная проблема при выборе материала, с которым они хотели бы работать. Конкурс призван способствовать пробуждению интереса к национальному фольклору на разных уровнях образования, так как в возрастном отношении конкурсанты были дифференцированы на три группы: первая группа — до 10 лет, вторая – с 11 до 15 лет, а третья – с 16 до 40 лет, что примерно соответствует различным ступеням музыкального образования.

    Но самая, на наш взгляд, главная задача конкурса была зашифрована в его названии, а именно — «Корни и листья». Ведь всем известно, что у растений корни без листьев не смогут жить, так же как и листья без корней. На закрытии конкурса все композиторы – члены жюри – высказывали пожелания своим молодым, неопытным коллегам: обратить внимание на фольклор, как на живительную силу, которая может дать очень ощутимый толчок росту их профессионализма, вдохнуть в их произведения необходимую, особенно в наш технический, погрязший в городской рутине век, свежую, животворящую струю. Именно это и отражало метафоричное название конкурса.

    К участию в конкурсе допускались работы, в которых были использованы фольклорные поэтические и музыкальные тексты. Конкурс проходил в два тура – в первом туре жюри знакомилось с произведениями отправленными конкурсантами на их суд с целью отбора конкурсантов ко второму туру, а во втором туре состоялось прослушивание конкурсной программы в публичном режиме, при зрителях. Но, так как на конкурс подало заявок очень небольшое число композиторов, а именно всего шесть человек, то ко второму туру были допущены все без исключения.

    К нашему сожалению, количество конкурсантов и членов жюри было абсолютно равное, что наталкивает на определенные мысли. Видимо конкурс оказался слишком нов для музыкально–образовательных учреждений региона, хотя приглашения и положения конкурса были отправлены во многие музыкальные учебные заведения Западной Сибири и невозможно поверить, что ни в одном из них нет ни одного творческого человека, который мог бы откликнуться на такое интересное предложение. Неужели причиной подобного прохладного отношения к конкурсу мог послужить вступительный взнос в размере одной тысячи рублей? Может быть, так как даже в научных конференциях, длящихся иногда по нескольку дней, аккредитационный взнос бывает меньше, хотя достаточно часто по результатам конференций публикуются сборники статей. А в этом конкурсе ничего такого не предполагалось с самого начала, программа же конкурсного прослушивания уложилась почти в час…

    Кроме того, немного смущало то, что не все члены жюри, заявленные в конкурсном буклете, присутствовали на втором туре, чем как будто выражали свое отношение к собственной затее…

    Но, тем не менее, несмотря ни на какие проблемы конкурс состоялся, и те немногие зрители, кто пришел на второй тур конкурсных прослушиваний получили удовольствие от соприкосновения и некоей причастности к зарождающимся, выражаем свои надежды, новым важным конкурсным традициям Новосибирской консерватории. Ведь если интерес к фольклору пропадет, то, боюсь, что и сам фольклор в итоге сгинет в небытие.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2013 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки