Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Конкурсная весна" №3 (20), Июль 2013 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_20/?page=search

     
    Конкурсы
    Конкурс по критике

    Петайкин А.

    «А вы ноктюрн сыграть смогли бы…?»

    Петайкин Артем

    студент Музыкального колледжа Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей

     


    Если бы кто-нибудь в битве
    тысячекратно победил тысячу
    людей, а другой победил бы
    себя одного, то именно этот
    другой – величайший
    победитель в битве.
    Будда.

    Мы с ним познакомились в музыкальной школе. Это был маленький, худенький мальчик с белыми кудрявыми волосами. Звали его, как и меня, Артём, фамилия, естественно, другая – Глухов. Он поступил в класс моего педагога по фортепиано Раисы Владленовны Суриковой, когда я учился уже второй год.

    Неразлучные друзья

    Заниматься он стал сразу серьёзно и, надо сказать, быстро меня обогнал. Через некоторое время мы с ним стали большими друзьями. А сблизил нас юношеский конкурс имени Л. и М. Ростроповичей, который проводится у нас в Оренбурге. Дело в том, что в классе нашего преподавателя было принято обязательно посещать все конкурсные выступления и записывать свои мысли в блокнот, который исключительно для этого покупали. Нас даже освобождали от уроков в общеобразовательной школе. Помню, как мы сидели с Артёмкой и пытались сделать какие-то замечания. Торопились. И у него, и у меня выходили каракули. Но мы старались. Ставили оценки, распределяли места. Только почему-то наше мнение всегда расходилось с мнением членов жюри!

    После конкурса все ученики Раисы Владленовны собирались и обсуждали выступления участников. Для этого был отведен специальный урок. Каждый должен был высказаться, а итог подводила уже преподаватель. Мы с Артёмом всегда делились своими впечатлениями, отчего у нас всё получалось одинаково. Раиса Владленовна к нам так и обращалась: «Ну! Артёмы, что вы думаете»?

    Даже в детский хор областной филармонии «Новые имена» нас принимали вместе. Вместе мы разучивали партии. А это было известное произведение великого Моцарта «Реквием». Почему-то во время репетиций на нас нападал смех, за что мы получали замечания дирижера.

    В третьем классе Артёму предложили участвовать в городском конкурсе пианистов. Но, если бы…

    …Был яркий солнечный день. Папа Артёма - тренер по горнолыжному спорту, в выходные взял нас с собой на базу. Мы катались почти два часа и Артём, обогнав меня, побежал на подъёмник. И вдруг крик. Душераздирающий. Он до сих пор у меня в ушах. Дальше даже сегодня мне страшно это вспоминать. В один миг у друга не стало двух пальцев на левой руке. Лужа крови, «скорая», люди в белых халатах…Потом я долго ходил к нему в больницу. О музыке надо было забыть, вернее об игре на инструменте. Но…Прошло время. Артём вышел из больницы, и пришел…в музыкальную школу. Несмотря на невосполнимые последствия травмы, они с мамой решили продолжить занятия. Преподаватель поддержала и объяснила, что можно подобрать репертуар. Мы все радовались за Артёма, а я радовался вдвойне – друг вернулся!

    Сначала он занимался нехотя, не очень - то веря в свои силы. Но с каждым разом у него получалось все лучше и лучше, даже вышел на сцену школы. Это был четвёртый класс. Программа серьёзная. Артём играл трехголосную инвенцию ре-минор Баха. Взрослые в зале плакали. Я тогда не понимал, почему? Он так хорошо играл и совсем даже не заметно, что у него нет пальцев. Администрация школы предложила моему другу участвовать в зональном конкурсе юных пианистов, но на общих основаниях. Артём согласился с удивлением и радостью. С одной стороны, ему хотелось, с другой - было страшно, ведь скидок на его физический недостаток не делал никто. Но он решился.

    Спортсменом можешь ты не быть, но музыкантом…

    Долго выбирали программу и, кроме инвенции, ему предстояло выучить Сонату №13 (си-бемоль мажор) Моцарта, «Бабу Ягу» Чайковского и «Юмореску» Щедрина. Он не просто выучил, а занял первое место! Артем был лучшим, это правда! И когда после конкурса члены жюри узнали о проблеме, они не могли поверить – настолько ровно и без шероховатостей была сыграна программа. Это был старт.

    С того момента Артем - постоянный участник всех ведущих концертов не только в школе, но и в городе. Я люблю его слушать. В игре, пока еще ученика, есть светлая музыкальность и одухотворенность. Особенно мне нравится, как он исполняет Моцарта: тонко, изящно, интеллигентно. Его репертуар постоянно расширяется: на всех концертах разные произведения. В его копилке – пьесы из «Времен года» Чайковского, вальсы и мазурки Шопена.

    У нас в городе проходит фестиваль искусств «Январские вечера» - аналог «Декабрьских вечеров» Святослава Рихтера. Инициатором праздника является ДМШ№1 имени П.И. Чайковского, то есть наша любимая школа. В рамках фестиваля есть необычный момент: в Центральном выставочном зале собираются учащиеся музыкальных и художественных школ. Музыканты играют, художники рисуют музыку, которую слышат. Затем обмениваются впечатлениями. Я не знаю почему, но вот уже третий год подряд на «Январских вечерах» больше всего рисунков бывает на произведение, исполненное Артемом Глуховым. В этом году Артем играл прелюдию Скрябина. Как только зазвучали первые ноты произведения, в зале воцарилась абсолютная тишина! Слушать Артема было не только интересно, но и приятно. Он создавал какую-то особую атмосферу раздумий, размышлений.

    Мой друг продолжает заниматься и в концертном хоре «Новые имена». Теперь уже в качестве солиста мужской группы коллектива. И здесь его репертуар отличается богатством. Это романсы Чайковского и Грига, песни из репертуара «Битлз», а также эстрадные хиты 70-80гг. прошлого века. Вместе с хором он объездил много стран мира: Бельгия, Франция, Германия, США. И везде ему аплодировали за сольные выступления.

    А еще мой товарищ очень увлечен театром. Началось всё в детстве. Однажды вместе с одноклассниками он пришёл в театр, и его совершенно случайно из толпы ребят заметил художественный руководитель Оренбургского областного драматического театра Рифкат Исрафилов. Он в то время работал над спектаклем Эрика -Эммануэля Шмитта «Фредерик, или Бульвар преступлений». Роль маленького Фредерика режиссёр доверил Артему. Тот играл отчаянно. В трогательной сцене, когда главный герой – взрослый Фредерик прощается со своим детством, юного актёра Глухова поднимают к самому потолку, и он кидает цветы, а потом кричит, кричит…В этот момент в зале всегда раздаются аплодисменты. Я уверен, они адресованы младшему Фредерику.

    Награды за…

    Дома у Глуховых есть специальный шкаф, который купили родители, чтобы хранить все кубки сына. Среди них 7! только за первое место на международных конкурсах за сольные выступления по вокалу; за победы на городских, областных, зональных конкурсах по фортепиано. Кроме того, призы за первые места на олимпиадах по географии, математике, русскому языку, истории. И…не поверите!!! Награда за первое место в 2011 году на «Открытом кубке Оренбургской области по горнолыжному спорту»! Нет, он не бросил этот экстремальный вид спорта и по-прежнему пропадает по выходным на лыжных трассах.

    Вот такой он, мой друг и тёзка Артём. Артём Глухов. Ему всего лишь семнадцать лет, но есть уже биография -творческая, да и спортивная тоже. После окончания школы, что случится уже в этом учебном году, Артём собирается поступать в Театральный институт. Я думаю, выбор правильный. Ведь актёр должен знать и уметь многое, чувствовать глубоко, чтобы вести за собой зрителя. Артем способен на большее, чем все мы, его сверстники. Он сильный парень, победил себя самого, и помогло ему в этом Творчество.

    Газета «Главное» №4 2012 г.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2013 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки