Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Конкурсная весна" №3 (20), Июль 2013 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_20/?page=search

     
    Новосибирск музыкальный

    Шумилина К.

    О серъезном - качественно

    Шумилина Ксения

    магистрант II курса НГК

     


    В Большом зале Новосибирского театра оперы и балета прошел симфонический концерт под управлением маэстро Айнарса Рубикиса.

    Дирижер Айнарс Рубикис недавно вернулся из большого турне, где он выступал в Амстердаме, Мельбурне и Кейптауне с лучшими симфоническими коллективами. По возвращении в Новосибирск маэстро сразу же перешел к одному из приоритетных дел на посту музыкального руководителя и главного дирижера в Новосибирске – пропаганде современной музыки.

    Программа мартовского симфонического концерта вновь ставит серьезные глубокие темы духовности: все три произведения, которые входят в программу, написаны в промежутке между 1930 и 2010 годами и все три посвящены вопросам веры.

    Credo Петериса Васкса – одно из новейших произведений ныне живущего латышского композитора. Премьера его состоялась в 2010 году в Бремене, несколько раз оно было исполнено на родине композитора в Латвии. Таким образом, Новосибирск имел уникальную возможность услышать Credo практически одним из первых. «Мы живем в темные времена. Нетерпимость и ненависть проели все институты общества, вплоть до церкви, идеалов не существует, система ценностей рухнула. Что делать в это время композиторам? Мне кажется, нужно еще горячее, чем прежде, проповедовать своими произведениями гармонию, идеалы, красоту, веру, надежду и любовь» – говорит о своем произведении Васкс. И в Credo он, хоть и является практически нашим современником, говорит с публикой на понятном классическом языке эпического симфонизма.

    Части медитативного настроения вдруг начинают бурлить кульминационными эпизодами, постепенно выходя от привычно-сковывающих всю ткань постоянно длящихся звуков у струнных и деревянных духовых. И в эти моменты кажется, что еще недавно такой спокойный и размеренный ход времени вдруг сейчас взорвется, вспыхнет новыми формами жизни – в музыке Васкса как в жизни человека, с перманентным предчувствием конца света, но конец у него есть не жгучее предчувствие Страшного суда, а уверенность в освобождении, в обретении мира и спокойствия, в наивысшей форме наслаждения.

    «Симфония псалмов» Стравинского считается самым высоким достижением мастера в сфере симфонической музыки, однако, как и во всем остальном, Стравинский остается верен и себе и изобретает свою неповторимую схему симфонического цикла. Три части, хор, детский хор и оркестр ведут не просто диалог – временами объединяясь, они взрываются мощной двойной фугой во второй части, и, наконец, оставляют в воздухе вопрос: Laudate Dominum как будто совсем и не на латинский текст, музыка его напоминает старинные древнерусские распевы, колыбельные, и вдруг, как сон, снизошедший на молящегося – светлый чистый мажор, который в симфонии ни разу не появлялся. Подтверждение находим в высказываниях Стравинского: «Этот раздел является молитвой перед русской иконой младенца Христа с державой и скипетром». Удивительно, как чувствует оркестр и хор в руках дирижера это удивительно неповторимое настроение – объединение в одном произведении стилизации аскетичного древнерусского пения, хоть и на латинский текст, и страстности Стравинского (второй раздел Третьей части).

    Симфония Артура Онеггера посвящена извечной теме противопоставления Добра и Зла. И не случайно, ведь дата написания «Литургической» симфонии – 1946 год. «Я хотел, чтобы это произведение символизировало протест современного человека против нашествия варварства, тупости, против страданий, против бюрократической машины, которые штурмуют нас уже столько лет... Моя симфония — драма, в которой играют (в действительности или символично) три действующих лица: Горе, Счастье и Человек. Это вечная проблема. Я попытался ее обновить». Онеггер выбирает самые драматические страницы Библейского Писания – Dies Irae, извечная тема конца света, De Profundis clamavi – Из глубины взываю к Тебе (вспомним, как ярко звучит этот псалом у Бернстайна в Мессе) и Dona nobis pacem – Даруй нам мир. Удивительно, что именно в Третьей части, где казалось бы должен наступить мир, Онеггер вводит нарочито идиотскую тему – символизирующую тупость милитаризма, который и привел к одной из тяжелейших страниц человеческой истории.

    Удивительно, но Айнарс Рубикис не просто дирижирует, он как будто заставляет взглянуть на наш мир с другой стороны. Он вскрывает тяжелейшие духовные проблемы человечества посредством обращения к музыке мастеров, и в его руках удивительно звучит оркестр, насыщаются смыслом самые малые соло инструментов, безоговорочно слаженно звучат унисоны, повисают гроздьями тяжелые аккорды меди, безупречно ведет свою партию хор. В который раз хочется преклониться перед музыкантами за такое прекрасное исполнение такой сложной по языку музыки.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2013 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки