Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Конкурсная весна" №3 (20), Июль 2013 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_20/?page=search

     
    Конкурсы
    Конкурс по критике

    Зайкова Н.

    «Первая встреча с творчеством А.Ф. Мурова: размышления:…»

    Зайкова Наталья

    студентка Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова

     


    В наши дни имя Аскольда Федоровича Мурова практически не знакомо молодому поколению. И я, как и многие студенты Новосибирского Музыкального Колледжа, который носит имя этого композитора, была в их числе.

    Только в этом году произошло мое знакомство с творчеством Аскольда Федоровича, и это знакомство стало для меня открытием. Первым произведением, услышанным мною, была «Осенняя симфония», музыка которой задела и удивила своей душевностью, мягким колоритом, простотой и ясностью музыкального языка.

    Мне захотелось познакомиться и с другими произведениями, и следующим стала « Тобольская симфония». Меня сразу же поразил ярчайший контраст между симфониями. После негромкой «Осенней» «Тобольская» потрясает масштабностью содержания, необычностью построения, резкостью звучания, исполнительским составом: в первой («Осенней») мягкое звучание оркестра народных инструментов, в «Тобольской» - хор, солисты, чтец, ударные! Как это не похоже на привычную классическую симфонию! Всё это буквально поглощает слушателя…

    После этих настолько разных симфоний, я послушала еще ряд других его сочинений. Какое разнообразие жанров и тем составляют творчество Мурова!

    После прочтения воспоминаний коллег, учеников об Аскольде Федоровиче, его книг, мне открылась личность этого человека. «Вьетнамские дневники» обнаруживают удивительную разносторонность композитора. Политика, экономика, история, культура, быт, обычаи, природа, образование, проблемы и форма мышления неизвестной ему страны – все его интересовало. Еще одним подтверждением того, что у Мурова была необычайная широта интересов, является тот факт, что во Вьетнаме он изучал конституцию новой для него страны, учебник для юридических факультетов «Международное право» (700 стр.!!!), дневники и отчеты Христофора Колумба об открытии им «островов Индии». Среди множества интересных высказываний Мурова мне особенно хочется выделить его слова о Колумбе: «…Вот где размеры корысти!!! Он, конечно, сделал великие открытия, которые преобразили не только западное полушарие, но создали «новое кровообращение» во всем мире, но двигали им только страсть к чинам и золоту.»1 Эти слова говорят о том, что проблемы нравственного порядка Аскольд Федорович ставит на первое место.

    Не раз в своих литературных трудах Муров упоминает о честности, которую понимает, прежде всего, как честность перед Родиной, перед самим собой. Он резко говорит о лицемерии вообще и о лицемерии в музыке. Отношение Мурова к этим проблемам еще глубже раскрылось в его книгах «Заколдованный круг» и «В лабиринте». Автор называет «Заколдованный круг» «болью»: «Боль моя личная, моих друзей и учителей, боль моего искусства и моего многострадательного Отечества»2. Что же именно вызывает боль у Мурова? Прежде всего, размышления о духовном здоровье общества, мысли о состоянии культуры и ее развитии, об отношении власти к ней. В нем (отношении власти) он видел разрушительные тенденции. Отсюда и его беспокойство о сохранении культуры. Как кажется мне, эта тема имеет множество аспектов и остается актуальной и сегодня.

    Один из таких аспектов, выделен композитором особо. Он называет его «бедой»: « Следующей нашей общей бедой я назову Пошлость, то есть посредственность, возведенную в норму!»3. Безусловно, и в наши дни проблема стоит не менее остро. Количество произведений различных жанров растет с каждым днем, но их качество оставляет желать лучшего. Все они сделаны как по шаблону. Одним из распространителей этой «беды» Муров считает телевидение и радио. Но ведь в сравнении с 1989 годом число каналов на телевидении на сегодняшний день несоизмеримо выросло! Опять же количество увеличилось, а качество - нет! В газетах, по радио и телевизору – одно и то же! может быть, поэтому люди забывают имена и творения великих людей…Эта «однотипность» вырабатывает у нас, как сказал Муров «препарированные мысли и рефлексы»4, мы теряем свою индивидуальность что не редко приводит к нравственному разрушению…

    Одним из конкретных предложений, которое непосредственно связано с предыдущей проблемой, были слова А.Ф. Мурова о необходимости «четко размежевать департаменты музыки»5.Он говорит о том, что рок-музыка (и любая популярная) в отличие от академической может просуществовать без поддержки государства; о том, что и публика у этой музыки совершенно другая, и у каждой из них должна быть своя концертная площадка. По его словам «…чутко нужно понимать, где им место и время»6. Созвучную мысль муровским словам довелось услышать в одном из интервью художественного руководителя Новосибирской государственной филармонии В.М.Калужского по случаю открытия Государственного концертного зала им. А.М. Каца.

    И многие другие слова Аскольда Федоровича находят отклик в наше время…

    Жаль, что имя Мурова знакомо узкому кругу людей, и его музыка так редко звучит. Далеко не каждый сможет сразу «открыть» её для себя, многие связывают это со сложностью музыки Мурова, но ведь музыка практически каждого композитора, будь то Моцарт, Бетховен порой даже студентам музыкального колледжа кажется сложной, не говоря уже о людях, которые не связаны профессионально с музыкальной сферой. Любую музыку нужно учиться понимать, и музыка Мурова не исключение…

     


    1Аскольд Муров: Музыка. Сибирь. Эпоха. Вьетнамские дневники / авт.-сост. Л.Л.Пыльнева. – Новосибирск: Наука, 2008. - С.89

    2Муров А. Заколдованный круг: Публицистические очерки. – Новосибирск: Кн. Изд-во, 1989. – С. 1

    3Муров А. Заколдованный круг. – С.24

    4Там же. – С.26

    5Там же. – С.28

    6Там же. – С.28

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2013 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки