Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Конкурсная весна" №3 (20), Июль 2013 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_20/?page=search

     
    Конкурсы
    Конкурс по критике

    Созинова И.

    «Сибирские музыкальные ассамблеи»
    Об Открытом Всероссийском фестивале-конкурсе молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах

    Созинова Ирина

    студентка Новосибирской специальной музыкальной школы-колледжа

     


    Последняя неделя ноября прошлого года была одной из самых ярких и запоминающихся для музыкантов Новосибирска. С 21 по 27 ноября в нашем городе проходил единственный в Сибири Всероссийский конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах «Сибирские музыкальные ассамблеи». Уже в четвертый раз юные музыканты из разных регионов страны приезжали показать свое мастерство, и порадовать публику исполнением классической музыки.

    А всё начиналось в далёком 1999 году, когда министерство культуры объявило об организации первого в Сибири международного фестиваля исполнителей на деревянных духовых инструментах. Новосибирская специальная музыкальная школа (в дальнейшем НСМШ), на базе которой проводилось это мероприятие, была наполнена людьми. Приехали юные музыканты из Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Башкортостана, Красноярска, Читы и многих других городов России. Активную поддержку фестивалю оказал департамент культуры Новосибирской области и благотворительный фонд «Юные дарования Сибири». Фестиваль был замечательно организован! Благодаря универсальным условиям, в нём смогли принять участие исполнители разных возрастов: как ученики музыкальных школ, так и студенты музыкальных колледжей и консерваторий. 38 исполнителей и 33 ансамбля разного состава (дуэты, трио, квартеты, квинтеты и оркестры) боролись за звания лауреатов первого сибирского конкурса.

    Программа выступлений участников была свободной, но ограниченной по времени (до 20 минут на одного участника). Публика услышала большое количество произведений в разных жанрах, от музыки эпохи барокко до современной. Также звучали сочинения Вольфганга Гофмана. В связи с 20-летием со дня смерти немецкого композитора был объявлен конкурс на лучшее исполнение его пьес. Фестиваль оставил огромное количество отзывов у слушателей!

    Дату следующего подобного мероприятия определили последними числами ноября 2002 года.

    Фестиваль был преобразован в конкурс, который получил оригинальное название «Сибирские музыкальные ассамблеи», уводящее в глубины истории.

    Во времена Петра Первого «ассамблеями» называли вольные собрания для дворян, где представители данного сословия могли с пользой проводить время: общаться, узнавать о различных событиях в стране и в веселой обстановке обучаться западноевропейским танцам. Обычно ассамблеи проводились в богатых дворянских домах и, конечно же, каждое собрание не обходилось без музыки и танцев.

    Обязательным атрибутом на ассамблеях был духовой оркестр, состоящий из труб, фаготов, гобоев, валторн и литавр, к которым иногда присоединялись и скрипки. После смерти Петра ассамблеи претерпели сильные изменения. Этот период в русской культуре не стал в полной мере их естественным продолжением. Но те ассамблеи, которые возникли при Петре, внесли огромный вклад в развитие культуры в стране, сформировав интерес русского общества к интеллектуальному проведению досуга, и привили его вкус к светской жизни.

    Опираясь на эти далекие традиции организаторы «Сибирских музыкальных ассамблей» в Новосибирске устроили для юных исполнителей настоящий праздник. Никто из участников не остался без наград. Все молодые исполнители были отмечены почетными грамотами, а победители получили денежные премии. Весьма волнующим, но в то же время радостным событием для лауреатов конкурса стало выступление с Новосибирским симфоническим оркестром. Тогда в 2002 году им руководил народный артист СССР Арнольд Михайлович Кац. Настоящим подарком от новосибирской государственной филармонии стали концерты её замечательных коллективов: ансамбля исполнителей на медных духовых и ударных инструментах «Сибирский Брасс» и Камерного оркестра, руководителем которого был Александр Полищук.

    Но как же проводился сам конкурс?

    В его условия и содержание был внесён ряд преобразований.

    Все участники разделились на две возрастные группы: младшую – до 16 лет, и старшую – от 17 до 19. Прослушивания проходили в два тура, в каждом из которых юные музыканты исполнили по два разнохарактерных произведения.

    В конкурсную программу «Сибирских музыкальных ассамблей» была включена номинация «ударные инструменты». Если исполнители на «духовых» играли только на одном инструменте, то представители данной номинации показали владение всеми перечисленными инструментами: маримбой, ксилофоном, вибрафоном, литаврами, малым барабаном и ударной установкой из нескольких инструментов - мультиперкашн.

    Уже на первых «Сибирских музыкальных ассамблеях» сложился творческий коллектив членов жюри конкурса – это заслуженные артисты России профессора Московской, Санкт-Петербургской, Уральской и Новосибирской консерваторий. Конечно, во время проведения каждого из конкурсов состав жюри иногда менялся, но многие представители судейской комиссии присутствовали постоянно.

    Место незаменимого председателя жюри занял Валерий Павлович Безрученко – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (кларнет).

    Доброй традицией стало приглашение в Новосибирск почётных гостей из-за рубежа, которыми стали профессора консерваторий Германии, Бельгии, Польши и Казахстана.

    Выступления конкурсантов оценивались по десятибалльной шкале. Баллы определялись по особым критериям: профессиональные качества исполнителя (технические возможности, музыкальность, интерпретация произведения). В итоге все победители разделились на такие категории: дипломанты, лауреаты 1, 2, 3 премий и один обладатель Гран-при. Благодаря хорошей организации и компетентному составу членов жюри, конкурс привлек внимание многих музыкантов. По сравнению с предыдущим фестивалем количество его участников увеличилось от 38 до 108 человек.

    Внутри конкурса проводился фестиваль ансамблевого исполнительства. Девять коллективов из разных городов России также боролись за звание призёров «Сибирских музыкальных ассамблей».

    По сложившейся традиции Вторые «Сибирские музыкальные ассамблеи» были проведены через три года в ноябре 2005.

    По решению оргкомитета в конкурсные прослушивания была включена группа «медных духовых инструментов». Таким образом, во II конкурсе приняли участие исполнители во всех десяти номинациях: «флейта», «гобой», «кларнет», «фагот», «саксофон», «валторна», «труба», «тромбон», «туба» и «ударные инструменты».

    Второй конкурс был самым многочисленным. Количество участников выросло до 208 человек. Очень интересными и ценными в его программе стали ежедневные мастер-классы членов жюри. Занятия с лучшими преподавателями страны способствовали выявлению у молодых исполнителей инициативы к дальнейшим активным занятиям музыкой.

    Ноябрь 2008 года стал временем Третьих «Музыкальных ассамблей» в Новосибирске.

    В условия конкурса был внесён ряд изменений, в первую очередь касающихся конкурсной программы. Если раньше участники исполняли две разнохарактерные пьесы, то теперь программа конкурса стала более определенной. В первом туре участники младшей группы исполняли любую старинную сонату (Генделя, Баха или Вивальди) и (технически сложные пьесы или вариации), во втором туре звучали концерты композиторов эпохи классицизма или романтизма и пьесы виртуозного характера. Чем же отличалась программа старшей группы? Прежде всего, тем, что в неё были внесены технически сложные произведения композиторов XX века.

    Четвертый Открытый Всероссийский конкурс «Сибирские музыкальные ассамблеи» проводился с 21 по 27 ноября 2011 года.

    География юных исполнителей стала ещё более обширной. На конкурс прибыли ребята из разных регионов России: Абакана, Братска, Челябинска, Екатеринбурга, Москвы, Красноярска, Ростова-на-Дону, Ижевска, Казани, Кургана, Перми и Прокопьевска. Но конкурс не ограничился рамками всероссийского, встретив делегации из ближнего зарубежья (Казахстана и Узбекистана).

    Показать свой профессиональный уровень приехали 133 участника. Самое большое их количество, как и на многих других конкурсах, было в номинации «флейта». Среди 20 исполнителей единственной обладательницей первой премии стала Алиса Золотарёва (класс преподавателя Н.П. Фуренковой). Она показала виртуозное мастерство игры на инструменте. При исполнении классического произведения (концерта G-dur Карла Стамица) Алиса в отличие от многих других участников играла с превосходным ощущением пульсации.

    Наиболее музыкальной среди всех флейтистов оказалась самая юная участница в этой группе – Вероника Виноградова (класс преподавателя В.Ф. Размахнина). Она показала тонкое чувство стиля и прекрасное интонирование, несмотря на большую разницу в возрасте с другими конкурсантами.

    Высокой оценкой жюри за хорошие технические возможности и замечательную игру в ансамбле с концертмейстером были отмечены ученики Уральского музыкального колледжа Юлий Тофан и Александра Зверева, класс преподавателя А.В. Голованова.

    В номинации «гобой» первую премию получила ученица НСМШ (колледжа) Екатерина Ворошилова (класс преподавателя Е.И. Макаровой). Несмотря на трудность звукоизвлечения на этом инструменте, Екатерина справилась с произведениями виртуозного характера, добившись чистой интонации. По некоторым из этих критериев ей не уступила и Анна Борисова, студентка школы - колледжа имени Гнесиных (класс преподавателя С.А.Усачёвой). Она поразила слушателей необыкновенной плотностью звука и ясным пониманием динамических контрастов в произведениях. Анна стала лауреатом 2 премии.

    Одной из ярких и интригующих страниц конкурса стали выступления участников в номинации «кларнет». В ней приняли участие 4 исполнителя одного возраста, как в младшей, так и в старшей возрастной группе. Возможность сравнения таких конкурсантов вызвало огромный интерес у слушателей.

    В младшей группе лучшим стал Алдунгаров Тимур, ученик 9 класса специализированного музыкального академического лицея имени Успенского из Ташкента (класс преподавателя Б. С. Салихова), который боролся за звания лауреата с Владимиром Кропивным, учеником музыкальной школы города Братска (класс преподавателя Л.П.Азизяна). Ребята показали большие технические возможности и осознанное восприятие формы произведений. Невероятного чувства ансамбля добились Тимур Алдунгаров и исполнительница фортепианной партии Татьяна Алдунгарова. К большому сожалению, выступление Владимира Кропивного было не самым удачным. Его подвел концертмейстер, ускорив темп, с которым не справился исполнитель.

    В старшей группе участвовали представители двух исполнительских школ Новосибирска и Ростова-на-Дону. Это два замечательных кларнетиста, выпускники средних специальных музыкальных школ, Вадим Стеганцев (класс преподавателя В.Я. Янковского) и Иван Верин (класс преподавателя Д. Л. Верина). Оценка конкурсантов в этой группе составила трудную задачу для членов жюри. Оба кларнетиста показали очень высокий исполнительский уровень, но все же лучшим среди них стал Вадим Стеганцев, который получил первую премию конкурса.

    Наименьшее количество участников было в группе фаготов и саксофонов. В этих номинациях приняли участие только ученики и студенты НСМШ и Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки. Основной причиной тому стали другие конкурсы, проводимые в это же время. Два очень известных из них проходили в Москве – это Международный конкурс юных исполнителей «Щелкунчик» и «Голос саксофона в современном мире».

    В группе фаготов лауреатом второй премии стал Глеб Фещенко (класс преподавателя А. И. Гурьянова) (первая премия не присуждалась). Впечатлило «Концертное соло» Бурдо в его исполнении. В этом произведении он сумел раскрыть несвойственную для «хриплого» фагота красивую, лирическую интонацию.

    В номинации «саксофон» в каждой из групп было по одному участнику: в младшей группе ученица 7 класса НСМШ (колледжа) Валерия Лагерева, а в старшей – студент 1 курса НГК имени Глинки Тумэн Дондуков (класс преподавателя А.А.Турыгина).

    Выступление Тумэна было одно из самых уникальных на конкурсе. Несмотря на сильное волнение, он смог оказать завораживающее воздействие на публику, которая не могла оторвать глаз от музыканта. Слушатели получили огромное удовольствие от игры Тумена, ощутив огромную любовь исполнителя к своему инструменту. Конечно, он стал обладателем первой премии конкурса. В настоящее время Тумэн – студент академии имени Гнесиных. Он обучается в классе известной саксофонистки и преподавателя Маргариты Шапошниковой.

    Выступления юных трубачей из ДМШ города Карасук стало ярким подтверждением тому, что в маленьких городах Новосибирской области музыкальная деятельность не теряет своих позиций. Кирилл Танцырев и Александр Даньшин играли на одном уровне с учениками средних специальных учебных заведений. Кирилл справился с очень трудными для своего возраста произведениями, а Александр Даньшин исполнил одну из самых виртуозных пьес для трубы – «Хоро-стаккато» (румынский народный танец) Динику-Хейфеца. Большая заслуга в воспитании лауреатов многочисленных конкурсов принадлежит их наставнику Александру Сергеевичу Пунько.

    Молодой преподаватель является руководителем замечательного эстрадного оркестра «Бис Band», лауреата многих всероссийских и международных конкурсов. Удивительно, что в маленьком городе есть такой уникальный человек, воспитывающий замечательных музыкантов и владеющий абсолютно всеми духовыми инструментами.

    Группу тромбонов представляли 4 участника. Победителем в младшей группе стал Никита Валек, ученик 11 класса Уральского музыкального колледжа (класс преподавателя Ю.Н. Иванова). Никита смог добиться чистого интонирования, в сравнении с другими конкурсантами. По качеству звукоизвлечения и чувству стиля выделился Александр Шелковников, ученик музыкальной школы города Братска (класс преподавателя О.В.Матаева). При исполнении Александром произведения Кроче-Спинелли «Конкурсное соло» звучание тромбона было необыкновенно мягким.

    В старшей группе лучшим стал Игорь Мокренко (класс преподавателя П.Ф. Мора). Особенно интересно в его исполнении прозвучала соната С. Шулека, где Игорь показал тонкое понимание современной музыки и точное применение штриха.

    Произведения с очень широким диапазоном, в которых возможности тубы проявились в полной мере, показал Максим Федосов (класс преподавателя П.Ф. Мора). В его исполнении поразила необыкновенная выразительность и эмоциональность, за эти качества юноша был отмечен специальным призом.

    Особая атмосфера в зале образовалась во время прослушиваний участников в группе ударных инструментов. Выступления всех конкурсантов были на высоком уровне, но незабываемые впечатления оставили самая маленькая участница конкурса Полина Вожова и выпускник НСМШ (колледжа) Сергей Михайленко.(класс преподавателя В. Л. Сурначева).

    Девочка заворожила публику исполнением своей программы! Несмотря на свой юный возраст, она не только не уступала по техническим возможностям более взрослым участникам, но и уже выявила свою индивидуальность. При проигрывании конкурсной программы чувствовалось понимание совсем ещё юным исполнителем стилевой принадлежности и образа каждого произведения. Особенно поразило исполнение «Романса» Томаса для вибрафона. В нём Полина проявила замечательное владение кантиленой. Известно, что это очень трудная задача в игре на ударных инструментах.

    Выступление Сергея Михайленко стало настоящим триумфом! Каждое из исполненных произведений принесло огромное удовольствие публике. В свои восемнадцать лет Сергей обладает неимоверной исполнительской силой, умея гипнотизировать зрителя. При исполнении лирики (концерта для маримбы Эммануэля Сежурне) публика не осталась равнодушной, настоящий драйв вызвала игра на литаврах.

    Но, конечно, самым запоминающимся было исполнение произведения Нейбоши Живковича для джембо «Богам ритма», в котором синтезировались рафинированные ритмы с эмоциональными возгласами и подвываниями. Сергей полностью передал экстатический шаманский характер произведения, погрузив слушателей во времена возникновения человеческих племён и общин. Победа на «ассамблеях» стала для Сергея не первой. В 2011 году он во второй раз стал обладателем Гран-при конкурса-фестиваля «Сибирские музыкальные ассамблеи». На сегодняшний день Сергей лауреат многих всероссийских и международных конкурсов, лучший исполнитель на ударных инструментах в Сибири среди молодёжи. В этом году Сергей стал студентом музыкального университета «Моцартеум» в Зальцбурге.

    Таким образом, из 133 исполнителей лауреатами конкурса стали 33 участника. Были вручены 6 первых, 14 вторых и 13 третьих премий.

    Помимо этого юные конкурсанты получили специальные призы в различных номинациях. Премии имени В.П. Безрученко удостоен кларнетист Вадим Стеганцев, премия имени А.Т. Скобелева была присуждена тубисту Даниилу Вадигуллину, премия имени М.В. Косицына вручена валторнисту Даниилу Яровову.

    Премией «Интонация» Санкт-Петербургского дома музыки отмечен Тумэн Дондуков (саксофон, г. Новосибирск). Призы членов жюри конкурса Б.Ф. Табуреткина и В.Г. Пилипчака «За тембровую выразительность» присуждены Максиму Федосову (туба, г. Новосибирск) и Игорю Мокренко (тромбон, г. Новосибирск).

    Самым юным участникам конкурса Полине Вожовой (ударные инструменты, г. Новосибирск), Алексею Ефремову (труба, г. Братск) и Евгении Гридневской (флейта, г. Челябинск) вручили памятные подарки.

    Дипломами были награждены лучшие концертмейстеры конкурса:

    Елена Нестеренко, Надежда Пшеничных, Ольга Селиванова, Елена Тихомирова и Маргарита Томчук из Новосибирска, Наталия Голдобина из Екатеринбурга и Мария Зиганшина из Казани.

    Внутри конкурса «Сибирские музыкальные ассамблеи» уже по традиции проводился фестиваль. В 2011 году он стал настоящим праздничным концертом, в котором приняли участие три замечательных ансамбля из разных городов России.

    Самыми юными участниками концерта стали флейтистки из Челябинска Евгения Гридневская и Маргарита Романова из детской музыкальной школы города. Девочки, исполнившие «LARGO» из цикла «Музыкальное приношение» И.С. Баха и «Бабочки» Эдварда Кронке совершенно очаровали публику. Будем надеяться, что они на долгие годы сохранят свой творческий дуэт.

    Гостями новосибирской сцены стали профессиональные музыканты из Иркутска: солист музыкального театра Владислав Федоренко (флейта) и солист иркутской филармонии, выпускник НСМШ (колледжа) Данила Янковский (кларнет). В их исполнении прозвучал двойной концерт для флейты и кларнета Франца Данци в 3-х частях, который вызвал восторги у публики.

    Потрясающие ощущения создавались при прослушивании торжественного звучания ансамбля медных духовых инструментов, который закрывал концерт. После всех выступлений зал рукоплескал и был наполнен эмоциональным зарядом.

    В рамках фестиваля «Сибирские музыкальные ассамблеи» состоялся сольный концерт обладателя Гран-при второго конкурса, выпускника НСМШ (колледжа), студента консерватории в Амстердаме Евгения Новикова (саксофон). В концерте прозвучали произведения разных эпох: от шедевров Баха до оригинальных сочинений современных композиторов для саксофона (Питс Свертс «Клонес», Флорент Шмит «Легенда»).

    Новосибирской филармонией был организован концерт профессионального коллектива исполнителей на медных духовых инструментах «Сибирский брасс».

    Церемонии открытия и закрытия конкурса также сопровождались концертами, в одном из которых участие приняли некоторые из членов жюри конкурса, играя сольно или в составе ансамбля. Среди них преподаватели Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Филипп Нодель (гобой) и Евгений Петров (кларнет). В составе камерного ансамбля из студентов НСМШ (колледжа) выступил профессор Высшей школы музыки Гейдельберг-Мангейма Йоахим Шмитц (Германия). Заслуженный артист Украины Василий Пилипчак (валторна) выступил в дуэте с преподавателем НСМШ (колледжа) Татьяной Янковской, а заслуженный артист России Андрей Турыгин в квартете из четырех саксофонов вместе со своими учениками.

    Ярким итогом «Сибирских музыкальных ассамблей» была церемония закрытия конкурса, которая проходила в Доме культуры «Строитель». Все обладатели первых премий выступили с Новосибирским Академическим симфоническим оркестром, дирижировал лауреат международных конкурсов Рустам Дильмухаметов.

    Конкурс «Сибирские музыкальные ассамблеи» стал одним из самых запоминающихся событий для молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах. Это важная веха на пути сохранения и развития профессионального музыкального образования России. Строгие условия конкурса позволили определить все возможности и уровень исполнительского мастерства у молодых музыкантов из разных регионов страны и ближнего зарубежья.

    Конкурс открыл перспективы творческого общения и профессионального роста талантливых ребят и педагогов. Юные музыканты смогли познакомиться с разными школами игры на инструментах, услышали многочисленные интерпретации произведений. Помощь в решении каких-либо проблем молодым исполнителям оказали преподаватели и профессора различных консерваторий России. На их мастер-классах могли присутствовать любые желающие ученики и преподаватели.

    За свою десятилетнюю историю конкурс «Сибирские музыкальные ассамблеи» стал традиционным в Новосибирске. Можно сказать, что это событие по-своему уникально. Являясь одним из немногих конкурсов для исполнителей на духовых и ударных инструментах, он сохранил уютную и дружескую атмосферу, благодаря хорошей организации и компетентному составу членов жюри, с которыми можно было побеседовать и задать интересующие вопросы.

    На протяжении многих лет постоянными членами жюри были Валерий Безрученко (кларнет) и Анатолий Скобелев (тромбон). К большому сожалению, в прошлом году страна потеряла двух своих корифеев. Эти замечательные музыканты остались в памяти многих участников «Сибирских музыкальных ассамблей», которые покоряли юных конкурсантов неимоверной преданностью музыкальному искусству.

    Конкурс-фестиваль стал важной ступенью в открытии новых талантливых исполнителей. Многие участники «Сибирских музыкальных ассамблей» стали студентами лучших российских и зарубежных консерваторий, солистами ведущих творческих коллективов. Остаётся надеяться, что и дальше для всех участников конкурса откроется дорога в большую творческую жизнь. А через три года ноябрьский Новосибирск вновь будет ждать молодых исполнителей, и город вновь наполнится звуками духовой музыки.


    Интервью с членами жюри и участниками конкурса.


    Незадолго до старта IV «ассамблей» мне удалось побеседовать с преподавателем НСМШ (колледжа) по классу трубы, солистом Новосибирского Академического симфонического оркестра Сергеем Архиповым.

    Ирина Созинова. Сергей Александрович, в нашем городе уже давно стало доброй традицией проведение конкурса «Сибирские музыкальные ассамблеи». Какие ещё конкурсы исполнителей на духовых и ударных инструментах существуют в России и мире?

    Сергей Архипов. В России их не так много. Самые значительные проходят в Москве и Санкт-Петербурге. Это конкурс имени Евгения Мравинского в Санкт-Петербурге и конкурс имени Тимофея Докшицера в Москве. Проводятся конкурсы и в других городах России: в Волгограде («Симфония»), Красноярске («Надежда») и Нижнем Новгороде (конкурс имени Нестерова).

    В международных конкурсах принимают участие, в основном, профессионалы. Я знаю о конкурсах в Париже и ряде состязаний, проходящих в немецких городах.

    И.С. С 2002 года Вы являетесь постоянным членом жюри нашего конкурса. Это трудная работа? Ведь Вам приходится слушать огромное количество музыкантов и каждому давать оценку.

    C.А. Да, конечно, членом жюри быть не просто!

    Во-первых, тяжело слушать одну и ту же программу на протяжении целого дня. В то же время мне интересны разные интерпретации одного и того же произведения. Некоторые из них оказываются лучше собственных, поэтому на наглядном примере видишь, как можно усовершенствовать своё исполнение. Иногда члены жюри оказываются на перепутье – оценивать технические возможности и другие профессиональные качества участника или интерпретацию произведения. Последнее, в основном, заслуга педагога.

    Но, наверное, самым сложным является оценка своих учеников. При их выступлении присутствует особое волнение. Всегда от ученика ждешь лучшего результата, а если что-то не получается, то ему уже ничем не поможешь.

    И.С. Сергей Александрович, НСМШ (колледж) имеет очень высокий исполнительский уровень. К сожалению, мы не знаем, кто приедет на конкурс в этом году. Большая ли обычно конкуренция была у наших ребят на «Сибирских музыкальных ассамблеях»?

    С.А. Наша школа всегда имела высокую исполнительскую планку. По многим причинам. Прежде всего, в НСМШ (колледже) работают лучшие музыканты Сибири, люди, которые полностью преданы своей профессии. Они любят детей и передают следующим поколениям все свои знания и умения. Одно дело играть самому, другое – научить подобному мастерству ученика.

    Обычно конкурентами наших ребят становятся исполнители из средних специальных учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга. Нередко ученики НСМШ (колледжа) становятся лучшими. Жаль, что многие не приезжают на конкурс из-за того, что не имеют средств для такой поездки. Ведь, мы находимся далеко, в Сибири, а они едут в те города, которые распложены ближе.

    И.С. На протяжении многих лет, Вы являетесь солистом Новосибирского Академического симфонического оркестра, работаете в филармоническом ансамбле «Брасс-квинтет» и работаете педагогом. Трудно ли совмещать эти виды деятельности?

    С.А. Сложный вопрос. Я считаю любую работу трудной. Многие произведения, например симфонии Малера, длинны по протяженности, требуют больших физических и умственных затрат. Конечно, работа в оркестре тяжелый труд! Необходимы регулярные занятия на инструменте для поддержания формы.

    Если иметь в виду учеников нашей школы, то они получают хорошую базу в Юношеском симфоническом оркестре под руководством Владислава Яновича Янковского, где знакомятся с различными оркестровыми партитурами, приобретают все необходимые навыки, которые пригодятся им в дальнейшей работе.

    И.С. Сергей Александрович, будете ли Вы давать мастер-классы в рамках конкурса-фестиваля?

    С.А. Мастер-классы обычно проводят члены жюри, которые приезжают из других городов и стран. Наши ребята и педагоги с большим энтузиазмом их посещают. Всегда хочется увидеть работу таких профессионалов, интересно узнать об иных системах образования у исполнителей. Я и другие педагоги НСМШ (колледжа) с большим удовольствием поучаствовали бы в таком роде деятельности.

    И.С. Сергей Александрович, большое спасибо! Желаю успеха вашим ученикам!

    С.А. Спасибо!


    Интервью с членом жюри конкурса «Сибирские музыкальные ассамблеи», заслуженным артистом России, преподавателем НСМШ (колледжа) и НГК имени Глинки, Андреем Анатольевичем Турыгиным


    Ирина Созинова (И.С.) Андрей Анатольевич! Вы начали работать членом жюри конкурса – фестиваля «Сибирские музыкальные ассамблеи» в 1999 году. Прошло уже двенадцать лет! Наверное, Вы хорошо помните участников прошедших конкурсов и можете судить о сложившихся традициях. Расскажите, пожалуйста, о системе оценки конкурсных выступлений?

    Андрей Турыгин (А.Т) Всё очень просто! Выступления участников оцениваются по десятибалльной шкале. Часто мнения членов жюри расходятся, поэтому они выставляют баллы и сдают их секретарю, который выводит общую оценку конкурсанту. Иногда возникают такие случаи, когда исполнитель находится на грани между вторым и третьим местом, в подобной ситуации обычно даётся второе место. На конкурсе присутствует строгое правило - члены жюри конкурса не оценивают своих учеников. В этом и заключается справедливость соревнований. Хотя идеальным по справедливости я считаю тот конкурс, в котором член жюри не видит конкурсанта и не знает, чей он ученик.

    И.С. Являлись ли Вы членом жюри каких-либо ещё конкурсов?

    А.Т. Я постоянный член жюри городских и региональных конкурсов. Недавно был в судейской комиссии на областном конкурсе духовиков в Бердске среди учащихся детских музыкальных школ.

    И.С. Как Вы думаете, почему в этом году на «Сибирских музыкальных ассамблеях» не так много участников по сравнению с прошлыми конкурсами, проходившими в 2005, 2008 году, с чем это связано?

    А.Т. Я думаю, существует множество причин. В первую очередь, они связаны с социальным положением в стране. В современности всё основано на деньгах. Занятия классической музыкой не приносят большого дохода. Есть много способов заработать быстрее и эффективней. Сейчас очень мало людей, которые с огромным желанием идут по музыкальному пути, осваивают разные инструменты. В основном, люди интересуются техникой, бегут в ногу со временем. Это одна из причин.

    Исполнителей стало меньше и потому, что многие педагоги, подающие заявки на участие в конкурсе, не соглашаются с его условиями. Их смущает то, что в одной возрастной группе участвуют исполнители и восьми, и шестнадцати лет. Многие считают конкурсную программу сложной, хотя она составлена соответственно возможностям участников в определенном возрасте.

    Часто у юных исполнителей возникают психологические проблемы. Наверное, каждый из участников конкурса надеется на призовое место. Во многих случаях предположения не оправдываются, и они начинают искать негативные причины не в себе, а в других.

    Причиной небольшого количества участников на конкурсе фестивале могут быть другие мероприятия, которые проводятся в то же время.

    К примеру, в тех же числах, что и «Сибирские музыкальные ассамблеи» будет проходить всероссийский конкурс саксофонистов в Москве. Я думаю, многие исполнители отправятся туда, на конкурс со сложнейшей программой.

    И.С. Андрей Анатольевич, совсем недавно в камерном зале филармонии проходил Ваш сольный концерт, с таинственным названием «Говори шёпотом», который состоял из ваших собственных композиций. Когда Вы начали писать музыку?

    А.Т. Очень давно. Меня с детства привлекал процесс музицирования.

    С шести лет я начал обучение игре на фортепиано. В середине 80-х годов, в юношеском возрасте я был участником многих музыкальных групп. Учился играть на гитаре. Именно с этого инструмента началась истинная любовь к музыке. Многие мои друзья сочиняли свои собственные композиции. Я даже пробовал писать стихи, к которым в дальнейшем придумывал мелодии. Параллельно я начал обучаться игре на саксофоне.

    И.С. На концерте меня особенно впечатлили композиции «Ласковый вальс», «Кареглазка», «Говори шёпотом». Есть ли связь этих композиций с какими-то событиями в Вашей личной жизни?

    А.Т. Конечно! Каждое из моих сочинений выражают определенное эмоциональное состояние. Мелодия композиции «Тебе навстречу» родилась совершенно внезапно, когда я, действительно, очень спешил ... На свидание! Произведение «Говори шепотом» возникло поздним вечером, в сырую, мокрую и грязную погоду.

    И.С. А когда Вы стали целенаправленно заниматься саксофоном?

    А.Т. В возрасте семнадцати лет. Идея обучения на саксофоне возникла после ссоры с моим другом, где я сказал, что первым научусь играть на этом инструменте. Так и получилось. Как раз в это время я увлёкся джазовой импровизацией и подбирал на слух различные соло на саксофоне. Постепенно этот инструмент выдвинулся на первый план в моей жизни.

    И.С. Андрей Анатольевич, существует множество способов обучения игре на саксофоне. Как Вы занимаетесь со своими учениками?

    А.Т. При занятиях с детьми, я использую собственную методику обучения. Пишу различные упражнения, таким образом, ставлю конкретные задачи для ученика. По такой системе для меня заниматься проще и эффективней. Иногда я обращаюсь к некоторым учебникам. Это этюды известного французского кларнетиста Гиацинта Клозе, которые применяются при обучении на саксофоне и сочинения знаменитого саксофониста Жана Мари Ланде.

    И.С. Мы чаще всего слышим саксофон в джазе. В академической музыке у этого инструмента не такой большой репертуар. Создавая оркестровые произведения, композиторы редко включали саксофон в свои сочинения. Известны некоторые из них: «Арлезианка» Бизе, «Ромео и Джульетта» Прокофьева.

    А.Т. Саксофон возник во второй половине XIX века. Многих композиторов в это время интересовал этот инструмент. Их удивляли его колоссальные возможности. В джазе саксофон широко распространился в связи со своим эстрадным звучанием. Но музыка в подобном стиле может передать только некоторые мелодические и гармонические возможности инструмента, в отличие от академической.

    И.С. Много ли переложений существует для этого деревянного духового инструмента?

    А.Т. Достаточно много. В основном перекладывают барочную музыку, обычно, написанную для гобоя. Гобой и саксофон сопрано близки по тембровым особенностям и диапазону.

    И.С. Вот-вот начнется конкурс. Что бы Вы хотели пожелать юным исполнителям перед их выступлениями?

    А.Т. Во-первых не теряться на сцене, играть так, как играете всегда. Нужно побороть волнение, чтобы не сбивалось дыхание. Советую участникам контролировать свои эмоции, избыток которых иной раз портит впечатление.

    Желаю всем победы, прежде всего над собой, удачных выступлений и лауреатства!


    Интервью с лауреатом всероссийских и международных конкурсов, выпускником НСМШ (колледжа) Евгением Новиковым.


    Ирина Созинова (И.С.) Евгений, мы знаем, что в 2002 и 2005 году Вы два раза стали обладателем Гран-при конкурса «Сибирские музыкальные ассамблеи». Оставил ли он какие-либо особые воспоминания в Вашей жизни?

    Евгений Новиков (Е.Н.) Несомненно, да! «Сибирские музыкальные ассамблеи» - это первый Всероссийский конкурс на моем творческом пути и первая большая победа. Я участвовал в конкурсах и ранее, но они были менее значительными.

    И.С. На «Сибирских музыкальных ассамблеях» в этом году участвуют лишь два саксофониста, большая ли конкуренция в этой группе инструментов была на прошлых конкурсах?

    Е.Н. Участников было на порядок больше. В первом туре примерно шесть конкурсантов, а в финал вышли трое.

    И.С. Евгений, Вы бывали на многих Всероссийских и Международных конкурсах. Как бы оценили организацию нашего, престижен ли он?

    Е.Н. В музыкальных конкурсах всё относительно. Бесспорно, конкурс значителен в рамках Сибирского региона и страны в целом. У него замечательная организация, в сравнении со многими российскими конкурсами. Но за рубежом уже давно существует иная система организации конкурсов, которой нам не помешало бы поучиться

    И.С. Вы закончили НСМШ (колледж) в 2006 году. Где продолжили музыкальное образование?

    Е.Н. С обучением у меня образовалась весьма сложная история. За 5 лет я успел сменить три консерватории. Ещё студентом НСМШ (колледжа), я всегда мечтал поехать учиться во Францию. Французская исполнительская школа всегда меня привлекала, казалась мне эталоном. После конкурса во Франции, в возрасте восемнадцати лет, я осуществил свою мечту - поступил в Парижскую консерваторию, где проучился два года. Но по совету педагога был вынужден её сменить, и поступил в Версаль. На сегодняшний день я являюсь её выпускником.

    И.С. А сейчас Вы учитесь?

    Е.Н. За рубежом очень сложная система музыкального образования, которая понятна не многим. Чтобы получить документ об образовании, соответствующий российскому диплому из высшего учебного музыкального заведения, нужно продолжить обучение и получить международный диплом университетского образца. Его я получу после окончания консерватории в Амстердаме, где учусь на четвертом курсе.

    Огромное удовольствие мне приносят занятия с педагогом,– выдающемся музыкантом, саксофонистом Арно Бонкамом.

    И.С. Наверное, мечта любого выпускника среднего специального учебного заведения – учеба за границей. Трудно ли освоить другой язык?

    Е.Н. Я думаю трудно тому, кто только начинает постигать азы языка, приехав во Францию. Тогда его изучение становится трудоёмким процессом. Время, которое можно уделить инструменту, обычно уходит на подобный вид деятельности. Так или иначе, все студенты начинают говорить на языке, потому что это необходимость.

    И.С. Насколько зарубежная система обучения музыке отличается от российской?

    Е.Н. Музыкальное образование в Европе идентично российскому. Конечно, изрядно отличается от всех французская система. В этой стране огромное количество учебных заведений, но лишь два из них дают Высшее музыкальное образование. Такие учебные заведения можно сравнить с музыкальными училищами, но их исполнительский уровень превышает наш в несколько раз.

    И.С. Евгений, сейчас Вы учитесь в Амстердаме. Расскажите нам о жизни города и его населении?

    Е.Н. Люди в Нидерландах живут очень обеспеченно, и это чувствуется по их поведению. Те вещи, которые для многих россиян кажутся прихотью или роскошью, может иметь почти каждый голландец. Они много путешествуют. Уровень культуры очень высок. Для развития музыкальной сферы выделяется достаточный капитал. Люди очень любят музыку, занимаются ей массово, в то время как в России начинает снижаться заинтересованность в занятиях подобной деятельностью.

    И.С. Многим ребятам было бы интересно узнать, чем знаменит город Амстердам?

    Е.Н. Для меня это город Рембрандта и Ван Гога. В Амстердаме есть замечательные музеи, названные в честь имён этих великих художников, где собраны все их знаменитые шедевры. Это любимые места туристов и жителей. В городе есть прекрасные филармонические залы, в том числе построенный в XIX веке «Concertgebouw» - крупнейший в мире. Зал с чудесной акустикой и архитектурой, самый большой по количеству концертов (их около 800 в год).

    Есть и другие залы: «Muziekgebouw» для концертов из произведений современной музыки и отдельный зал, где звучит джазовая музыка. В Нидерландах превосходный королевский оркестр - один из лучших в мире. В нём играют великолепные музыканты. Каждый день в Амстердаме любитель музыки может попасть на один или два замечательных концерта.

    И.С. Евгений, с какими известными исполнителями на духовых и ударных инструментах Вы знакомы?

    Е.Н. Если говорить о саксофонистах, то практически со всеми. Клод Делангль – французский культовый саксофонист, профессор Парижской консерватории. Арно Борнкамп – известный голландский саксофонист, мой преподаватель. Из музыкантов молодого поколения я знаком с Давидом, Жюльеном Пети. Давид был моим преподавателем на протяжении трех лет в Версальской консерватории.

    Благодаря конкурсу «Сибирские музыкальные ассамблеи» я познакомился со многими российскими звёздами - Алексеем Уткиным и недавно ушедшими из жизни Валерием Безрученко и Анатолием Скобелевым.

    И.С. Евгений, сегодня Вы будете давать сольный концерт в НСМШ (колледже). Какие произведения будут звучать?

    Е.Н. Программа сегодняшнего концерта – это некоторое резюме моего сформировавшегося взгляда на саксофон. Я решил, что в концерте не будет современной музыки. В основном будут звучать произведения французских композиторов-классиков.

    И.С. Евгений, уже прошло 6 лет после окончания НСМШ, (колледжа). В течение этого времени Вы учились во Франции, сейчас в Нидерландах. Сегодня новосибирская публика встретит Вас уже в совершенно новом амплуа. Я думаю, многие молодые музыканты будут счастливы, услышать в сегодняшней программе истинные традиции французской исполнительской школы. С нетерпением ждём вашего концерта!


    Интервью с участником старшей возрастной группы, кларнетистом Вадимом Стеганцевым (Новосибирск).


    Ирина Созинова (И.С.) Вадим, в этом году ты будешь принимать участие в конкурсе «Сибирские музыкальные ассамблеи». Скажи, пожалуйста, были ли ещё конкурсы в твоей исполнительской практике?

    Вадим Стеганцев (В.С.) Я стал лауреатом подобного конкурса в 2008 году. Буквально за два месяца до «Сибирских музыкальных ассамблей» участвовал в конкурсе «Найдал» в Улан- Удэ.

    И.С. Я знаю, что ты поступил в НСМШ (колледж) в 2009 года, где ты учился ранее?

    В.С. На малой Родине в Чите. Окончил музыкальную школу, затем поступил в Красноярский музыкальный колледж, где проучился два года, теперь студент НСМШ.

    И.С. На конкурсе ты будешь исполнять четыре произведения, какое из них представляет особую трудность?

    В.С. Я думаю, что все-таки концерт Моцарта. Произведения венских классиков всегда сложны для исполнителя. Главное понимать их смысл, передавать основную идею в своей игре. Только так можно доставить удовольствие слушателю.

    И.С. А какое произведение сложнее с технической стороны?

    В.С. Я думаю, это соната для кларнета соло современного румынского композитора Тибериу Олаха. В ней большое количество разных технических приемов, требующих особого мастерства исполнителя.

    И.С. У тебя большая практика выступлений с оркестром, какие советы ты бы дал юным исполнителям, которые будут только пробовать себя в подобной деятельности?

    В.С. С оркестром я выступал неоднократно и имею уже некоторый опыт. Наверное, чувство ансамбля, как и при игре с концертмейстером. В исполнении с оркестром солист должен быть уверенным в своих силах. Конечно, сначала трудно привыкнуть, когда за спиной огромное количество музыкантов, но постепенно выступление с оркестром становится настоящим удовольствием.

    И.С. Вадим, какие у тебя планы на будущее, где хочешь продолжать образование?

    В.С. Да, это весьма сложный вопрос. Я обязательно буду учиться, но в каком учебном заведении, пока не знаю.

    И.С. Вадим, желаю тебе творческих успехов!


    Интервью с учеником Республиканского Специализированного музыкального академического лицея имени В. Успенского, Тимуром Алдунгаровым.


    Ирина Созинова (И.С.) Тимур, Вы приняли участие в первом туре конкурса «Сибирские музыкальные ассамблеи». Считаете ли Вы своё выступление удачным?

    Тимур Алдунгаров (Т.А) Наверное, да! Для меня участие в конкурсе всегда большое удовольствие. Конечно, я немного волновался, но думаю, выступил неплохо.

    И.С. А в каких конкурсах Вы ещё принимали участие?

    Т.А. Я участвовал в конкурсе имени Жибанова в Алма-Аты и стал лауреатом II степени интернет-конкурса «Ad libitum».

    И.С. Тимур, Вы в первый раз в России? Наверное, ещё не привыкли к нашему климату?

    Т.А. Мы с мамой первый раз в Вашей стране. Здесь совсем другая погода. В Ташкенте сейчас льёт дождь, и мы всё ещё ходим в осенней одежде, а у вас уже настоящая зима.

    И.С. Тимур, а кто исполнял партию фортепиано на конкурсе?

    Т.А. Татьяна Алдунгарова – моя мама!

    Тут в беседу включилась мама Тимура.

    Ирина Созинова. Татьяна, давно ли Вы стали работать концертмейстером?

    Татьяна Алдунгарова. Сразу после окончания Ташкентской консерватории. Я всегда очень любила звучание медных духовых инструментов, поэтому с ними и начала работать. А со своим сыном играю впервые.

    И.С. Татьяна, с какого времени Тимур занимается музыкой? Он единственный ребенок в вашей семье?

    Т.А. Тимур мой любимый сын. Изначально, я не хотела, чтобы он становился музыкантом, потому что это очень тяжелая профессия, требующая от человека огромных физических и душевных сил и при этом малооплачиваемая. Но мои коллеги по работе всегда говорили: «Татьяна, отдай своего ребёнка в музыкальную школу, пусть он окунётся в эту атмосферу». С третьего класса Тимур начал занятия в музыкальной школе, а затем продолжил обучение в Республиканском Специализированном музыкальном лицее имени В. Успенского.

    И.С. Тимур, а кто у Вас самый любимый композитор?

    Т.А., Наверное, Карл Мария Вебер – композитор, который написал столько замечательных сочинений для кларнета. Из них меня особенно впечатляют «Вариации».

    И.С. А ещё Вебер внёс огромный вклад в развитие национальной немецкой оперы. Как Вы относитесь к своей национальной музыке, любите ли её исполнять?

    Т.А. Я вырос в Узбекистане и на праздниках в Ташкенте часто исполняю национальную музыку, но всё же являюсь приверженцем классики.

    И.С. Вы давно обучаетесь игре на кларнете, посвящаете этому инструменту наибольшее количество времени. Остаётся ли свободное время для других занятий?

    Т.А. Это время я обычно провожу за компьютером, либо играю в шахматы.

    И.С. Вчера Вы играли на втором туре и произвели на меня большое впечатление! Особенно мне понравилась Соната Гречанинова, которая редко исполняется на концертах. Она связана русскими национальными истоками. Волнуют воображение эти замечательные былинные и сказочные образы! Ваше выступление уже закончено, и вы в ожидании результатов. Что хотели бы пожелать другим конкурсантам?

    Т.А. Успехов и дальнейших творческих достижений!

    Прошло 15 минут…

    И.С. Тимур, уже объявили результаты. Вы стали обладателем II премии конкурса. Я поздравляю вас с успешным выступлением и желаю дальнейших творческих побед!

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2013 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки