Вот и прошел первый день конкурсных прослушиваний Шестого международного конкурса юных скрипачей. Несмотря на то, что исполнители были очень напряжены и серьезны, им, думаю, помогала уютная и заряженная позитивной энергией атмосфера, которая пронизывала все пространство Большого зала Консерватории. Особенно это ощущалось на вечернем прослушивании.
Ни один чарующий пассаж скрипки не повисал в воздухе, не успев по-настоящему войти в сердце слушателя! Ни одна волшебная трель не уходила ввысь, не успев задержать на себе внимание зрителя! Таким светлым и запоминающимся сделали вечер 24 апреля конкурсанты старшей группы, лауреаты и дипломанты международных конкурсов и фестивалей: Александра Адьянова, Артем Наумов, Евгения Богданова, Семен Промое, Анна Штрауб и Ольга Михайлова.
Главная «изюминка» этого вечера заключалась в том, что все конкурсанты сегодняшнего вечернего прослушивания представляли нашу страну, Россию. Удивительно, насколько по-разному и индивидуально проявилось персональное видение каждого произведения разных эпох мирового музыкального наследия, учитывая тот факт, что конкурсные программы во многом совпадали.
Так, хотелось бы отметить известный каприс Паганини ля минор в исполнении трех конкурсантов (Наумов Артем, Богданова Евгения, Штрауб Анна). Каждый из исполнителей старался максимально четко и детализировано подойти к воспроизведению знаменитой музыки. Но если в первом случае слышалось четкая ритмическая пульсация, темповая размеренность, то в отношении следующих вариантов более заметными стали свобода исполнения и мягкие закругленные интонации.
Весьма интересными показались интерпретации и подход юных музыкантов к воссозданию неугасающих классических образцов эпохи Барокко. Именно музыка И. С. Баха открывала каждый новый выход последующего исполнителя. Мерная сдержанность, глубокая психологическая осмысленность или волнующее переживание – все эти исполнительские решения как нельзя лучше передавали эмоциональный настрой и индивидуальность исполнения конкурсантов.
Поскольку программа всех участников охватывала произведения разных периодов развития музыкальной культуры, то кроме собственно классики скрипичного репертуара, в том числе, сочинений Чайковского прозвучали известные сочинения композиторов ХХ века – Шостаковича, Гаврилина и Фролова и др. Разные эпохи, разные стилевые модели, разные составляющие музыкального языка и исполнительского профиля. А какое сочетание противостоящих друг другу образов-настроений – от глубокой философской задумчивости к скерцозности или экспрессивности.
Несомненно, что при таком исполнении кажется, как будто бы сам ненадолго оказываешься в другом месте и как будто ощущаешь полноту вкуса музыкального мира прошедших эпох.
Да, вечер прошел на одном дыхании, и он прошел успешно. Невольно вспоминаются слова Томаса Карлейля: «Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие».
Светлана БЛАЩУК IV курс ТКФ
|