Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : "Нам нужна одна победа!" №8, Май 2010 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_08/?page=search

     
    VI Международный конкурс юных скрипачей:
    "Самое сложное испытание конкурса уже позади…"

        Третий тур младшей группы шестого Международного конкурса юных скрипачей, который состоялся 28 апреля 2010 года в Большом зале Новосибирской консерватории, не был похож на привычное прослушивание участников, а превратился в настоящий концерт – концерт из трех отделений, в перерывах между которыми толпа оркестрантов в вперемежку со зрителями высыпала в фойе и шумно обменивалась мнениями. По иронии судьбы из восьми предложенных на выбор конкурсантам скрипичных концертов в поле зрения участников третьего тура попали всего три концерта: известный музыкантам всего мира концерт Ф. Мендельсона ми минор и два известных скрипачам всего мира концерта – М. Бруха №1 соль минор и А. Вьетана №5 ля минор. По счастливому стечению обстоятельств, за этот вечер каждый скрипичный концерт прозвучал дважды. Поскольку участников в третьем туре было всего шесть, то слушатели имели возможности для сопоставления различных исполнительских прочтений, и сравнение позволяло увидеть новое в уже, казалось бы, сложившемся творческом облике конкурсанта.

        Качество, которое объединяет исполнение всех конкурсантов младшей группы можно выразить небольшим количеством слов: за внешне виртуозной работой пальцев стоит напряженная работа мысли, глубокое душевное переживание, личностное отношение к каждой сыгранной фразе, которая обязательно воплощает музыкальный образ. Все шесть участников – юные, талантливые, окрыленные вдохновением. готовые к новым свершениям скрипачи! Но мы ведем речь не о параде солистов, где «каждый хорош по-своему», а о конкурсе, где есть победители и... все остальные.

        Юна Токи (Япония) продемонстрировала природную легкость владения тонкостями скрипичной игры. Яркий темперамент и прекрасное владение инструментом – и с первых же нот публика была очарована звуками музыки, а жюри, надеемся – высоким профессионализмом исполнения. Особенно ярко прозвучал финал Концерта – скерцозный, стремительный, напоминающий народное празднество. Удивительная ясность и простота исполнения, столь созвучные жизнерадостным образам концерта Ф. Мендельсона – вот что отличало игру этой конкурсантки.

        Концерт Мендельсона, наверное, один из самых популярных и известных в репертуаре скрипача. И, казалось бы, уже ничего нельзя «сказать»в нем нового. Но недаром говорят, что нет одинаковых исполнений. Так было и сегодня. Выступление Мадины Адамовой (Казахстан) с тем же концертом – большой шаг в творческом росте этого музыканта. Ведь это был ее первый опыт сотрудничества с симфоническим оркестром, так как в Павлодаре, откуда конкурсантка родом, она выступала только с камерным оркестром. По словам Мадины, на концерте ей удалось сконцентрироваться и исполнить программу намного удачнее, чем на репетиции с оркестром. Но некоторые незначительные ритмические помарки, недостаточно подвижный темп третьей части концерта лишили выступление желаемого блеска, однако, несмотря на это, в игре Мадины проявлялось хорошее чувство меры и внимание к нюансам.

        Произведения А. Вьетана, в частности Концерт для скрипки с оркестром №5 a-moll, op.37, отличаются особой мелодичностью, богатством разработанной виртуозной фактуры, с которой не всегда справляются даже зрелые музыканты.

        Поэтому особенно интересным было понять, каким предстает концерт Вьетана в версиях Вероники Свешниковой (Россия, Новосибирск) и Нестора Никитина (Россия, Ростов). Несмотря на юный возраст этих скрпачей, чья музыкальность и техничность были отмечены на предыдущих прослушиваниях, им в целом удалось продемонстрировать прекрасную игру. Оба исполнения были проникнуты воодушевлением, яркой эмоциональной выразительностью. Однако, по общему мнению слушателей, Концерт, особенно требующий артистичной подачи, более органично звучал в исполнении Нестора, драматургия была более выстроенной. Особенно поразил певучий, теплый и задушевный звук тихих кульминаций, во время которых зал замирал и слушал, затаив дыхание.

        Прочтение конкурсантами суровой лирики концерта М. Бруха удалось обоим исполнителям – и Богдану Ридному (Россия, Новосибирск) и Е Ген Лим (Корея), но порой создавалось ощущение, что в их исполнении прозвучали два разных произведения. Разных – но не уступающих по своему художественному воплощению! Вот уж, действительно, чудеса интерпретации! Более философское прочтение у Богдана и темпераментное, с ярко выраженной эмоциональной направленностью у Е Ген Лим.

        Говоря о заключительном туре, несправедливо было бы обойти вниманием тех, чьими силами возникала эта «музыкальная материя», на которой ткали свои узоры солисты – Симфонический оркестр Новосибирской консерватории и его дирижера, заслуженного деятеля РФ, профессора Виктора Меликовича Минасяна. Симфонический оркестр НГК (академии) им. М. И. Глинки выступил достойно. В конце конкурсного прослушивания Захар Нухимович Брон поблагодарил оркестр и его руководителя за «колоссальную проделанную работу». Перед В.М. Минасяном стояла непростая задача – соединить оркестр и солиста в единый живой организм, чувствующий «одним сердцем». Единственная репетиция, на которой каждому конкурсанту было отведено по 45 минут, была настоящей проверкой на прочность сил и выносливости. От переутомления и волнения солисты забывали текст, ускоряли темп, некоторые выплескивали накопившиеся эмоции в слезах, но в день самого выступления конкурсанты были предельно собраны, сдержаны в общении, а после выступления – улыбались тихой улыбкой, зная – каким бы ни был результат исполнения – самое сложное испытание этого конкурса уже позади.

        Каждый из участников младшей группы заслуживает особого внимания и уважения. Ведь, несмотря на юный возраст, они проделали огромную работу и продемонстрировали высокий профессионализм. Остаётся пожелать юным музыкантам дальнейших творческих успехов.

    Евгений ДРОЗД, Анастасия МАЛЬЦЕВА
    студенты IV курса ТКФ

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2010 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки