VI Международный конкурс юных скрипачей в полном разгаре: отыграли II тур участники младшей возрастной группы, а сегодня, 26 апреля, состоялись конкурсные прослушивания II тура старшей возрастной группы. Впереди III тур.
II тур, на мой взгляд, – самый важный. Здесь каждому исполнителю предстояло сыграть большую и сложную программу (хотя программы немного сократили, это не отразилось на общем впечатлении). Сложность, в частности, состояла в том, что конкурсанты должны были исполнить стилистически совершенно разную музыку: от Моцарта до наших дней. Отмечу, что обязательным произведением было «Скерцо» новосибирского композитора Андрея Молчанова, который присутствовал в зале. Именно II тур позволил составить более отчетливое впечатление об исполнителях: настолько убедительно проявилось в этом прослушивании их творческое «я».
Остановлюсь на трёх участниках, которые сумели особенно ярко показать себя, очаровать слушателей и «овладеть» их сердцами. Это Семён Промое (Россия), Алексей Галиханов (Россия) и Александр Великанов (Россия).
Семён Промое во II туре старшей возрастной группы первым, из трех названых музыкантов, завоевал слушательское признание. Вторая часть Концерта №3 G-dur В. А. Моцарта продемонстрировала прекрасное владение кантиленой. Нежный, благородный и певучий звук заполнил всё пространство зрительного зала. Далее интересно прозвучала Соната № 2 А-dur, ор.100 И. Брамса. Исполнив следующее произведение – «Скерцо» А. Молчанова, музыкант был награжден овациями зала. Это, безусловно, стало одним из самых ярких исполнений «Скерцо». В заключении Семён исполнил Фантазию на темы из оперы Ш. Гуно «Фауст», ор.20 Г. Венявского. Трудные пассажи, лирические эпизоды, «дьявольские мотивы» прозвучали настолько выразительно и эмоционально, что вызвали мгновенный отклик у публики. Семёна Промое вызывали на поклон трижды.
Алексей Галиханов начал своё выступление с Сонаты № 2 A-dur, ор.12 Л. Бетховена. Вторым прозвучал Полонез D-dur Г. Венявского. Безудержный темперамент, свобода в игре, блеск, и даже некоторая экспрессивность – подчеркивают индивидуальность скрипача. И вот, уже после этого произведения разгоряченная публика аплодирует Алексею (а ведь это не конец его выступления)… Немного в романтичной манере прозвучало следующее произведение – Концерт № 4 D-dur (2 и 3 части) В. А. Моцарта. Последним Алексей исполнил «Скерцо» А. Молчанова. В его игре чувствовались драматургическая цельность, продуманность, ее отличала, присущая ему, яркая и открытая эмоциональность.
Выступление Александра Великанова завершало конкурсные прослушивания старшей группы. В его игре поражает точная, «выстроенная», практически идеальная интонация. Александр, обладая нежным, изящным и грациозным звуком, с изумительной красотой и филигранностью исполнил вторую часть Скрипичного концерта № 3 D-dur В. А. Моцарта. А в конце выступления он сыграл «Цыганку» Равеля, в которой проявились другие дарования молодого скрипача. Прекрасную технику, безупречное владение штрихами и яркий темперамент, – всё то, что необходимо для «Цыганки», смогли услышать зрители в звучании скрипки Александра. Произведение никого не оставило равнодушным. Исполнителя вызывали на поклон ещё два раза…
Однажды Никколо Паганини сказал: «Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали». Эта ёмкая фраза давно стала кредо каждого яркого музыканта. Ведь во многом именно от того, насколько и как способен чувствовать музыкант зависит его творческая индивидуальность, которая, к сожалению, не всегда встречается у исполнителей. Приятно, что в соревнованиях старшей группы перед слушателями прошел парад исполнительских индивидуальностей. Пожелаем удачи и новых творческих успехов юным музыкантам!
Евгений ДРОЗД IV курс ТКФ
|