Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "М.В. Ломоносов и мы" №1 (14), Январь 2012 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:







    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_14/?page=search

     
    Интерра:

    "Интерра-2011":

    Жалеева Р.

    "Из первых уст"

    Жалеева Рената

    студентка IV курса ТКФ

     


        С 11 по 18 сентября 2011 года в Кракове проводился фестиваль «Sacrum Profanum 2011», приуроченный к 10-летию со дня террористической атаки на Всемирный Торговый Центр в Нью-Йорке и посвященный американскому минимализму и 75-летию его главной фигуры Стивена Райха. Нам удалось расспросить об этом мероприятии от очевидца фестиваля, специалиста в области минимализма, Михаила Бакуменко.

        – Михаил, расскажите, пожалуйста, о вашей поездке в Краков.

        – Мероприятие, на котором мне посчастливилось побывать – это IX фестиваль «Sacrum Profanum», ежегодно проводящийся в Польше, посвященный различным направлениям современной академической музыки. Целью его является популяризация академической музыки для простой современной аудитории. В этом году IX фестиваль в Кракове был посвящен именно минимализму и американским композиторам. Центральной фигурой данного события был Стив Райх, приглашенный на фестиваль в качестве специального гостя. Исполнялись практически все самые главные его произведения, среди них видео-опера «Three tales», квартет «Different trains», Музыка для 18 музыкантов, а также многие современные обработки его музыки, которые он приветствует, будучи человеком прогрессивным, шагающим в ногу со временем. Так, например, на финальном концерте было представлено около пяти современных remix’ов на его музыку, которые сам композитор оценил, как очень успешные.

        Стоит отметить, что Фестиваль этот в целом имеет массовую направленность: на финальном концерте присутствовало около 4 тысяч человек! Собрать такое количество людей я считаю рекордом для современной академической музыки, ведь 2 тысячи из них просто стояли перед сценой.

        – Михаил, расскажите, какие мероприятия проводились в рамках этого Фестиваля? Что вам удалось посетить?

        – Фестиваль представлял собой серию концертов, которые проводились в Кракове в трех местах, довольно необычных и соответствующих, на мой взгляд, такому направлению, как минимализм. Например, открытие и закрытие фестиваля происходило на сталелитейном заводе, часть зданий которого уже не выполняет функцию завода. В одном из гигантских ангаров было оборудовано место для концерта и привлечена соответствующая техника, свет, звук, трибуны, в результате чего академическая музыка предстала в интересном контексте, который скорее служил символом современной эпохи и техногенного начала.

        Вторым местом проведения концертов был музей современной инженерии, в прошлом представляющий собой трамвайное депо, которое было также переоборудовано под концертный зал. Конечно, он не обладал необходимой реверберацией, но применение различных технических средств (микрофонов, усилителей звука, искусственных эффектов) при выступлениях сделали звучание довольно органичным, что отметил сам Стив Райх.

        В качестве третьей сцены выступил совсем новый небольшой театр, построенный в 80-90-е годы, также переоборудованный под музыкальную площадку. Именно здесь было наибольшее количество исполнений музыки главного гостя. Мне удалось побывать на всех концертах.

        Такие места проведения концертов с одной стороны подобраны с практической целью – вместить как можно больше желающих приобщиться к академической музыке, с другой стороны – являются символом эпохи уходящего XX века.

        – Нам известно, что Стив Райх особо интересен вам и является центральной фигурой вашей диссертации. Исполнялась ли музыка других композиторов на концертах, проходящих в рамках фестиваля? Какие именно концерты произвели на вас наибольшее впечатление?

        – Помимо музыки Райха было представлено также множество произведений других минималистов – среди них на фестивале присутствовали американские композиторы Дэвид Лэнг, Джулия Вулф. Исполнялась инструментальная музыка Джона Адамса, а также известное произведение «In C» Терри Райли, с которого принято начинать отсчет минималистского направления в музыке. Помимо этого параллельной линией фестиваля шел показ музыки польских композиторов.

        – Композиторов-минималистов?

        – Нет, творчество этих композиторов скорее напомнило мне продолжение традиций авангарда XX века. Вероятно, они ориентировались на музыку раннего Кшиштофа Пендерецкого, который также присутствовал на этом событии в качестве гостя. Акцент на фестивале все же был сделан на музыке Стива Райха, как главного представителя минимализма. В программе концертов была представлена не только его инструментальная музыка и видео-опера, но также и мультимедийные произведения «Videoface», «Citylife», последнее из которых написано по мотивам жизни композитора в Нью-Йорке. В этом сочинении помимо инструментальных партий, также присутствуют музыкальные сэмплы и звуки окружающей среды Нью-Йорка – сирены, различные стуки, шумы, которые создают контекст, а также являются символами эпохи, потому что творчество Стива Райха социально значимо и направлено на проблемы нашей действительности. Для этого достаточно вспомнить его документальное видео «Три истории», написанное в 2003 году и посвященное трем знаковым событиям XX века, которые послужили примером того, к каким тяжелым последствиям может привести человечество современный прогресс...

        Благодарим Михаила за интереснейший рассказ о польском фестивале и с нетерпением ждем исполнения фрагмента видео-оперы «Three tales» Лабораторией новой музыки.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2012 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки