Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "М.В. Ломоносов и мы" №1 (14), Январь 2012 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:







    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_14/?page=search

     
    Интерра:

    "Интерра-2011":

    Шмелькова А.

    "«Три истории» С. Райха – всероссийская премьера в Новосибирске"

    Шмелькова Анастасия

    студентка IV курса ТКФ

     


         22 сентября в рамках III Международного молодежного инновационного форума «Интерра» состоялось знаменательное событие – на площадке перед кинотеатром «Победа» была показана премьера видео-оперы известного композитора-минималиста Стива Райха «Три истории». Это достаточно недавно написанное произведение (1998-2002) теперь прозвучало и у нас – новосибирская публика получила возможность прикоснуться к опере, которая имеет мало общего с привычным академическим жанром и создана в необычной и новой манере, что согласуется с инновационными лозунгами форума.

        Вечернее представление собрало публику, состоящую из студентов и педагогов консерватории, а также интересующихся искусством любителей, с жадным любопытством и азартом внимающих необычному зрелищу. Огромный экран перед кинотеатром демонстрировал уникальные документальные кинокадры, которые заменяют привычное развитие действия в опере Райха. Произведение американского композитора посвящено трем знаковым событиям ХХ века: крушению дирижабля «Гинденбург» в 1937 году, взрыву атомной бомбы на атолле Бикини в 1946 г. и созданию клонированной овечки Долли в 1997 г. Сегодняшняя премьера началась со звучания аудиозаписи второй истории: устрашающие кадры, сопровождающиеся текстом (в качестве видеоряда) из письменно зафиксированных интервью, хроник, погрузили зрителей в атмосферу серьезного и глубокого размышления о бурном росте технологий в прошлом веке и кошмарных физических, этических и религиозных последствиях этого процесса.

        Во время окончания трагической притчи о взрыве атомной бомбы на сцену перед экраном вышли музыканты, которые исполнили вживую музыкальную составляющую первой истории (о крахе дирижабля «Гинденбург»). Под руководством молодого дирижера, обучающегося в консерватории, Сергея Шебалина, выступил сплоченный ансамбль исполнителей – студентов и преподавателей нашего музыкального вуза. Стоит особо отметить их смелость и талант, которые помогли разучить технически сложное новое произведение – как известно, современные опусы часто не по силам рядовым академическим музыкантам вследствие неординарных языковых поисков некоторых композиторов, в частности, минималистов, экспериментирующих с метроритмом и использующих постоянные ритмические сбои. Вдохновение исполнителей дало понимание того, что оригинальная музыка и осознание ответственности и важности всероссийской премьеры помогли им справиться с трудностями.

        Произведение Райха проникнуто гуманизмом, болью за человеческие страдания. Композитор стремится заставить зрителей ужаснуться и задуматься над всеми катастрофами, которые неминуемо влечет за собой погоня за все более совершенным техническим прогрессом. Одновременное сочетание минималистской музыки (которая зачастую несет в себе гипнотизирующий эффект, что помогает показать весь кошмар необдуманной и разрушающей силы), кинокадров и слов (вырезанных из аудиоинтервью и наложенных на звучание музыки, или из газет, и показанных в качестве видеоряда) дает мощный информационный поток, воздействие которого на зрителя весьма внушительно. Вряд ли кто-то из присутствующих на этой премьере ушел равнодушным …

        Подобный вид нового музыкального театра создан Райхом во многом благодаря его таланту художника-гуманиста, пытающегося донести до масс высокие, глобальные идеи всеми возможными способами. В исследованиях о композиторе часто подчеркиваются коммуникационные возможности его музыки (известно, что некоторые американские ди-джеи считают его своим прародителем) – идеи и язык произведений Райха направлены на общение со слушателями. Видео-опера «Три истории» обращена к широким массам и исполнение ее на улице практически в центре города подчеркнуло масштабность задумки данного произведения.

        Любители музыки Новосибирска нечасто имеют возможность познакомиться «вживую» с новыми сочинениями современных композиторов, поэтому остается только радоваться, что существует такой форум, как «Интерра» – событие, позволяющее направить внимание широкой аудитории ко всему новому.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2012 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки