23 сентября в рамках международного молодежного инновационного форума Интерра в холле Большого зала Новосибирской Государственной Консерватории состоялась вторая конференция проекта ART-practicum «Социо-экономическое арт-пространство: менеджмент, международное сотрудничество».
Главными действующими лицами конференции, как можно догадаться, стали непосредственные участники проекта: доктор искусствоведения, профессор, ректор НГК К.М. Курленя; доцент кафедры дирижирования Е.В. Рудзей; общественный деятель, критик, либреттист, сценарист В.М. Калужский; композитор, дирижер и руководитель ансамбля «Галерея современной музыки» Олег Пайбердин, а также выпускница НГК им. Глинки, арт-менеджер Ольга Лунева.
В ходе пресс-конференции (данное мероприятие точнее было бы назвать именно так) ставились и обсуждались разнообразные вопросы, связанные не только с сегодняшним положением менеджмента в искусстве, но и в целом с судьбой современной музыки и музыкантов, живущих в России и за рубежом. Разговор, на наш взгляд, получился очень познавательным и полезным для всей присутствующей аудитории, и, в первую очередь, для студентов.
Елена Валерьевна Рудзей, к примеру, очень точно отметила, что без поддержки государственного и частного сектора (а именно: различных грантов, культурных фондов, как, к примеру, благотворительный фонд культурных инициатив Михаила Прохорова, организации стажировок), законодательно решенного вопроса меценатства в министерстве образования сегодняшним молодым перспективным и деятельным музыкантам очень сложно реализовывать весь свой потенциал.
Владимир Михайлович Калужский в своем выступлении обратился к истории арт-менеджмента, его истокам, уходящим своими корнями глубоко в века и относящимся к античным цивилизациям. Упоминался и первый в истории публичный концерт, организованный английским композитором и скрипачом Джоном Банистером в 1672 году в Лондоне. По словам В. Калужского, концертное дело отныне становится бизнесом, а главными его вопросами – что/кто? где? когда? сколько? По этому поводу Владимиру Михайловичу был задан вопрос: А какие у вас есть «козыри в рукаве», чтобы концерт состоялся и имел стопроцентный успех? На что Калужский сначала ответил в ироничной форме чьей-то цитатой: концерт может считаться состоявшимся, когда продан один билет. А затем добавил, повторяя слова Е. Рудзей, что без поддержки государства это невозможно, тем более в государственных учреждениях. Также справедливо было сказано, что сегодня наблюдается острое стремление молодых людей заниматься менеджментом именно в области искусства.
Ольга Лунева, как приглашенный эксперт в области арт-менеджмента, поделилась своими знаниями и опытом в данной сфере. Еще учась в Новосибирской консерватории, Ольга по приглашению Екатерины Ароновой (выпускницы НГК, которая, к слову, тоже присутствовала на конференции) стала руководителем пресс-службы Новосибирской Государственной Филармонии. Окончив факультет музыковедения, Ольга Лунева также получила диплом по специальности «Менеджмент в сфере культуры» в Санкт-Петербурге. Опираясь на собственный опыт, она отметила, что без специального музыкального образования арт-менеджеру непросто выдержать специфический поток информации и удержаться в сфере культуры и искусства. Отвечая на вопрос, каких занятий и чего вообще в образовательном процессе не хватает музыковеду, чтобы в будущем стать арт-менеджером, Ольга добавила: безусловно, соответствующая специальная дисциплина или факультатив не помешали бы, но даже без таковых именно консерваторское образование со всей обширностью получаемых в его рамках знаний вполне позволяет добиться поставленной цели. Конечно, с учетом самообразования и дополнительно приобретаемых знаний по менеджменту.
Также интересным показался вопрос, прозвучавший уже в заключительной фазе конференции: почему же за все время термин «менеджер», «менеджмент» ни разу не употребился в своем прямом значении (от англ. manage – управлять)? Здесь слово взял Константин Михайлович Курленя. «Не нужно обращаться к этимологии данного слова», – сказал ректор НГК. Более точным является употреблявшийся ранее термин «импресарио», а «менеджер» или «арт-менеджер» приспособлены к искусству. Менеджмент в смысле управления совершенно не подходит для музыкантов, ведь управлять, скажем, дирижером или пианистом невозможно, их деятельность можно только направить в нужное русло. А В.М. Калужский добавил, что сегодня в целом за счет средств массовой информации происходит одурачивание, «оболванивание» масс и в первую очередь это относится к более молодому поколению.
Подводя итог этой чрезвычайно интересной и насущной теме, Е.В. Рудзей призвала всех стремиться в современной непростой для музыкантов обстановке сохранять все те ценности и традиции, за счет которых русское искусство сегодня еще продолжает жить.
Это стало достойным и логичным завершением конференции.
|