Красивым гармоничным завершением проекта «Art-practicum» стал концерт, состоявшийся 24 сентября в Большом зале Новосибирской косерватории. Программа концерта (несмотря на небольшую продолжительность мероприятия) включила богатую палитру произведений композиторов XX века: от интеллектуализма сонаты Пауля Хиндемита до неофольклорного «озорства» Радиона Щедрина.
В исполнении сравнительно молодого ансамбля Fresca di musica в составе Екатерины Предвечновой (орган, фортепиано) и Данила Ефремова (кларнет) прозвучали первые номера концерта. Ансамблисты мастерски переходили от тонкой полифоничной работы в сонате Пауля Хиндемита, через динамичные и яркие миниатюры Кшиштофа Пендерецкого (пленяющего, по словам блестящей ведущей Марины Якушевич, своим темпераментом) к мелодичной, напевно-лиричной сонате так называемого «французского Шуберта» – Франсиса Пуленка. Ансамблевая работа музыкантов поразила своей тонкостью, вслушанностью в сложные для восприятия и исполнения современные композиции и большой слаженностью.
Три маленькие пьесы Антона Веберна были исполнены Екатериной Предвечновой (фортепиано) и Сергеем Астошонком (виолончель) дважды. Они потребовали от слушателя напряженнейшего внимания и сосредоточения. По словам Сергея Асташонка, «для исполнителей сконцентрироваться на три короткие пьесы было также проблематично, как и для слушателей», поэтому более длительное звучание пьес А. Веберна способствовало глубокому погружению в музыку композитора-нововенца.
Музыка XX века зачастую сложна для понимания. Нередко в этом процессе помогают знание замысла или стилевой ориентации композитора. Современный московский автор Иван Соколов приблизился к неоромантическим тенденциям в своем Ноктюрне. Меланхоличность, лирические переживания были переданы исполнителями чрезвычайно тонко. Динамические оттенки «на полутонах» в перекличках и наслоениях инструментальных соло, диалогичность, прозрачность музыкальной ткани – все служило созданию «ночного пейзажа».
Диалог инструментов состоялся и в первой из двух миниатюр Родиона Щедрина, завершающих концерт. Только прозвучал этот разговор совсем по-иному – с юмором (видимо, потому, что никак не завязывался). Что бы ни спрашивали они друг у друга – к согласию так и не пришли. Однако как задорно все вместе «пустились в пляс» в сопровождении озорной музыки российского композитора, даря слушателям радость и улыбки! Музыка Р. Щедрина стала убедительным завершением концерта – этой яркой «музыкальной коды» проекта Новосибирской консерватории «Art-practicum».
До новых встреч, «ИНТЕРРА»!
|