Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "М.В. Ломоносов и мы" №1 (14), Январь 2012 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:







    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_14/?page=search

     
    Интерра:

    "Интерра-2011":

    Безоков Я.

    "Звезда в клетке
    (размышления о путях арт-менеджмента в России)"

    Безоков Ярослав

    студент IV курса ТКФ

     


        Любой музыкант в современной России, как и за ее рубежами вынужден заботиться о том, чтобы его выступления были не только яркими и выразительными, но и успешными в финансовом плане. А для этого концерту должна предшествовать колоссальная многомесячная организационная работы, на которую у исполнителя, вынужденного регулярно репетировать, может просто не остаться времени. Единственным выходом здесь становится помощь атр-менеджера. Прошедший в Новосибирске форум « Интерра 2011» показал растущую актуальность этой профессии: ей было посвящено сразу два круглых стола. Один из них прошёл в рамках проекта АRT-practicum, организованного Новосибирской государственной консерваторией. В круглом столе приняли участие ректор консерватории К.М. Курленя, художественный руководитель филармонии В.М. Калужский, а также известные  дирижёры, студенты консерватории и гости форума.

        В рамках круглого стола были затронуты и разработаны многие важные вопросы: PR деятельность, спонсорство и меценатство, подготовка квалифицированных кадров. Это было очень важно и интересно. Однако ряд моментов не мог не насторожить. Прежде всего, поразила широта поля деятельности, предлагаемого арт-менеджеру. Фактически на плечи арт-менеджера было предложено переложить всё, что не связанно напрямую с самим актом творчества. При этом неоднократно звучала мысль, что арт-менеджер - это прежде всего помощник музыкантов, а не их руководитель. Как пример успешного арт-менеджера был предложен С.П. Дягилев. Когда-то мне случилось показать одной девочке совместную фотографию Дягилева, Стравинского и Прокофьева. Не говоря, кто это, я попросил её охарактеризовать этих людей. Первым её внимание привлёк именно Дягилев. «Это богатый и властный человек»,- такова была характеристика. Возникает естественный вопрос, не ближе ли к образу Дягилева современное слово «продюсер». Но продюсер это не помощник. Дягилев был гениальным продюсером. Он никогда не мешал раскрыться дарованию своих артистов. Но, безусловно, он не стал бы сам решать все мелкие вопросы, вплоть до кабеля, которым нужно подключить аппаратуру.

        Если мы всё же разведём понятия «атр-менеджер» и «продюсер», и будем считать арт-менеджера универсальным помощником, решающем все проблемы, то здесь встаёт вопрос: а как долго человек, обладающий такими способностями, будет довольствоваться ролью помощника. Невольно напрашивается аналогия с универсальным пушкинским работником Балдой или же Мефистофелем, прислуживающим Фаусту. Конец и там, и там один. «Слуга» вышел на первый план. Менеджер превратился в продюсера. Искусство снова становится зависимым в той или иной степени. Возможен, конечно, такой вариант, что универсальный специалист, почувствовав свою силу, просто уйдёт в другую, более прибыльную сферу деятельности. Но не может же консерватория и другие образовательные учреждения, рассматривающие своих студентов как возможных арт-менеджеров в будущем, готовить специалистов для всего.

        Выходом из сложившегося положения могло бы стать, на мой взгляд, чёткое разделение обязанностей, характерное для крупных компаний. Кто-то отвечает за рекламу, а кто-то за финансирование. Это бы не только сделало определённей подготовку специалистов такого профиля, но и позволило бы исполнителям остаться на ведущей позиции. Понятно, что коллектив музыкантов, ориентированный, например, на исполнение мало популярной современной музыки, не может это обеспечить экономически. Меценатство же у нас пока развито слабо.

        Безусловно, страна будет меняться, и число меценатов, возможно, возрастёт. Но можем ли мы позволить себе это пассивное ожидание? А если есть возможность как-то на это повлиять, не должна ли именно выработка единой стратегии в будущем стать центральным вопросом таких мероприятий как прошедший круглый стол? Для меня ясно одно. Искусство сейчас находится в финансовой клетке и развитие арт-менеджемента в русле универсализма  эту клетку вряд ли откроет.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2012 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки